Государственная Третьяковская галерея представляет центральный выставочный проект 2024 года, посвященный творческой деятельности художников – членов и экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок, которых мы сегодня называем передвижниками.
Когда и где пройдет выставка
30 октября 2024 — 6 апреля 2025 года, Москва, корпус Третьяковской галереи на Кадашевской набережной (Кадашевская набережная, 12, залы 3-го этажа).
О тематике выставки
Ведущие мастера второй половины XIX века – В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.И. Куинджи, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, В.Д. Поленов, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, И.М. Прянишников, Н.А. Ярошенко и другие – составили ядро Товарищества и вошли в историю русского искусства. Без них судьба отечественной живописи была бы иной. Сегодня передвижничество стало центральным системообразующим явлением русской культуры того времени.
Выбор проекта для открытия новых пространств Третьяковской галереи на Кадашевской набережной неслучаен. Творческий подъем передвижников в 1870–1890-е годы счастливо совпал с периодом зрелости коллекции Павла Михайловича Третьякова. Их произведения стали стержнем собрания основателя Третьяковской галереи. Представляя посетителям новые музейные пространства, Галерея вспоминает о своих истоках.
Выставка станет первым за последние 50 лет масштабным проектом, посвященным наследию передвижников. Ее цель – актуализация искусства русского реализма, освобождение от штампов в его восприятии. В состав выставки войдут как известнейшие произведения русского искусства, так и малознакомые картины передвижников. Собранные вместе, эти работы раскроют круг проблем, волновавших художников и общество, обозначат особенности их творческого метода и наметят пройденный путь в искусстве последней трети XIX – начала XX века. Критические высказывания современников расскажут о сложностях восприятия, а хроника деятельности Товарищества и архивные документы воссоздадут историю в фактах и покажут многогранность деятельности Товарищества как независимого просветительского объединения художников.
Сложный и напряженный период в истории культуры России представлен в творчестве мастеров второй половины XIX века. Их взгляды формировались в атмосфере мечтаний о социальном переустройстве общества. Императорская академия художеств уже не могла соответствовать новым запросам времени и являлась тормозом на пути развития реалистического искусства.
Представители нового демократического направления открыто заявили о себе осенью 1863 года. 14 выпускников академии отказались писать дипломную работу на сюжет из скандинавской мифологии «Пир в Валгалле». Они требовали свободного выбора темы в соответствии с желанием и склонностью студентов. Им отказали, и тогда молодые художники ушли из академии, лишив себя дипломов и многих льгот и привилегий, с ними связанных.
С этого момента русское искусство встало на путь преодоления академизма. Противостояние академической рутины и нового реалистического искусства ознаменовалось созданием в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок.