Пушкин — он у всех разный. У кого-то невероятно правильный, с высоким стилем и назиданием. У кого-то — очень точный, умеющий выразить чувства совершенно понятным и простым языком. Я выбрал одно из своих любимых его стихотворений: оно очень емкое, многослойное и по-доброму хулиганское. В конце концов, сегодня именинник Пушкин, а рано или поздно — каждый из нас.
Очень люблю и много отрывков знаю наизусть из «Евгения Онегина» и «Руслана и Людмилы». Ну, кто еще так тонко чувствовал красоту русского языка, как Пушкин? И воздушная легкость поэзии, как и легкость бытия, были свойственны только ему!
Максим Аверин был готов прочитать весь сон Татьяны из «Евгения Онегина» целиком, но такой объем никак не помещался в формат ролика, поэтому пришлось ограничиться финалом сна.
На любой случай жизни у Пушкина найдутся подходящие строки, которые то и дело всплывают в памяти. Его палитра так велика: он писал о любви и дружбе, ненависти и предательстве, слабости и доблести, о войне, о природе, о родине…В чем еще я совершенно уверена, если мы будем читать нашим детям его сказки, все мы будем добрее!
Недавно перечитывала с ребенком «Сказку о царе Салтане» и поняла, что в школе я ее, как и все, воспринимала, больше как обязаловку. А когда так относишься — не акцентируешь внимание на языке, на том, как льются слова, и на том, насколько эта поэзия музыкальна. Получила огромное удовольствие при перечитывании. Считаю, что к этому произведению, как и к «Руслану и Людмиле», нужно возвращаться, уже будучи взрослым.
Для меня Пушкин очень любвеобильный и при этом очень романтичный. Человек и творец, который не боялся выйти за рамки, мог позволить себе больше других — быть смелым, отчаянным и дерзким, что и сделало его тем самым «нашим всем».
Артем Шейнин великолепно прочел «Клеветникам России»:
В пушкинское время это стихотворение вызвало неоднозначную реакцию и всего общества, и многих его знакомых, и близких ему по духу людей. Не все поняли его интонацию и разделили его позицию. Этот фрагмент я выбрал, потому что он очень созвучен с мыслями и чувствами наших современников. И не раз фигурировал в социальных сетях, переписанный под современный момент. Люди слышат и видят в пушкинской интонации совпадение с нашими сегодняшними реалиями.
Какой мой Пушкин? Он разнообразный, неоднозначный, многослойный, и при этом очень актуальный, современный по эмоциям и по посылам. И как показывает выбранный мной фрагмент — абсолютно не устаревает. И в публицистических стихах, и в лирике он очень созвучен нам, ныне живущим. А еще мой Пушкин — очень лиричный и романтичный. Не будь у Александра Сергеевича день рождения в июне, а скажем где-нибудь в октябре, я бы захотел прочитать строки «Унылая пора» или «Мороз и солнце». Это очень простые и понятные сердцу русского человека стихи.
Стихи Пушкина читают Леонид Якубович, Юлия Барановская, Екатерина Березовская, Юлия Зимина, Ольга Ушакова, Тимур Соловьев, Олеся Лосева, Руслан Осташко и другие ведущие Первого канала. Кстати, не все выбрали известные произведения поэта.
Также в коллекции роликов Первого канала к 225-летию Александра Сергеевича Пушкина – графические видео, на которых под гениальную музыку из сюиты Георгия Свиридова «Метель» оживут знаменитые иллюстрации художника Василия Гельмерсена к роману «Евгений Онегин».
Всю неделю ночной эфир «Подкаст.Лаб» также будет посвящен 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина
3 июня Сергей Безруков, готовый всегда поддержать любую дискуссию о любимом поэте, как и рассказать о его влиянии на свою жизнь, станет гостем подкаста «Пусть не говорят, пусть читают».
О том, каким был театр в пушкинское время и почему до сих пор постановки по Пушкину крайне востребованы, 9 июня расскажет Михаил Швыдкой в «Театральном подкасте».
Помимо звездных гостей, в эфире подкастов эксперты обсудят моду и стиль в эпоху Пушкина, его полемику с главными европейскими мыслителями тех времен, а также его колоссальное влияние на русский язык.
Пересматриваем лучшие фильмы по произведениям великого классика русской литературы
«Русский бунт», 1999
7 июня в 21:45
Конец XVIII века. Царствование Екатерины II. Молодой офицер Петр Гринев попадает на службу в отдаленную Белогорскую крепость на границе киргизско-кайсацких степей. Там он знакомится с дочкой коменданта крепости, Машей Мироновой, а также с честолюбивым и самовлюбленным офицером Алексеем Швабриным – соперником Петра за сердце девушки. В это время разгорается Пугачевское восстание, которое переворачивает судьбы молодых людей с ног на голову, вовлекая их в эпицентр беспощадного русского бунта…
Картина режиссера Александра Прошкина – вольная экранизация «Капитанской дочки», дополненная материалами научно-исторического произведения Пушкина «История Пугачева». Предводителя бунта Емельяна Пугачева сыграл брутальный Владимир Машков, роль завистливого подхалима Швабрина исполнил Сергей Маковецкий. А на главные роли молодых дворян были приглашены польские актеры Матеуш Даменцки (Гринев) и Каролина Грушка (Мария Миронова).
«Сказка о царе Салтане», 1966
8 июня в 12.15
Киносказ о царе Салтане, его жене и новорожденном сыне, которого оклеветали, посадили в бочку и бросили в море. О том, как царица с Гвидоном попали на остров Буян, как однажды царевич встретил белую лебедь, да не обычную… Любовь, клевета, предательство и чудеса — множество волшебных приключений, тридцать три богатыря, и, конечно же, счастливый конец…
Экранизация великого мастера — режиссера Александра Птушко. По легенде, свою знаменитую сказку Пушкин написал, сидя в дилижансе, во время путешествия из Петербурга в Москву, чтобы скоротать время. На этом кинопроизведении выросло не одно поколение детей.
«Станционный смотритель», 1972
8 июня в 14:00
Трогательная история о святости родительской любви: юная Дуняша тайком от отца — станционного смотрителя — уезжает из дома с «молодым, стройным гусаром с черными усиками», без особого труда обольстившим неискушенную девушку. Жизнь старика разрушена, и потрясенный отец отправляется на поиски дочери в Петербург…
Режиссер: Сергей Соловьев, в ролях: Николай Пастухов, Марианна Кушнерова, Никита Михалков и другие. Зрители помнят картину по романсам в исполнении Валентина Ермакова на стихи поэта («Я ехал к Вам», «Не спрашивай, зачем»). Фильм завоевал Гран -При Венецианского кинофестиваля.
«Метель», 1964
8 июня в 15:20
Романтическая история о русской женщине, гусарах, безумной любви и сильной метели, непредсказуемо смешавшей несколько человеческих судеб…
Режиссер: Владимира Басова. В главной роли Басов снял свою жену Валентину Титову вместе с Олегом Видовым и Георгием Мартынюком. Особое достоинство фильма – великолепная музыка Георгия Свиридова.