1. Снимать кино по роману Юлиана Семенова решили еще до того, как он был опубликован. Роман «Семнадцать мгновений весны» впервые напечатали в журнале «Москва» за 1969 год, а сценарий он написал еще в 1968-м.
2. На идею создания книги и фильма о разведчике в тылу фашистов Юлиана Семенова натолкнул сам председатель КГБ Юрий Владимирович Андропов, который хорошо относился к популярному писателю. Близилось 30-летие победы СССР над фашистской Германией, и Андропов хотел, чтобы было создано добротное, интересное произведение, основанное на реальных событиях, о вкладе разведчиков в победу над врагом.
3. Сценарий уже был продан на киностудию «Ленфильм», когда журнальный вариант «Семнадцати мгновений весны» попался на глаза Татьяне Лиозновой. Режиссер фильмов «Евдокия» и «Три тополя на Плющихе» поняла: вот еще одна история, за которую она готова умереть! Она смогла убедить Юлиана Семеновича, что картину о Штирлице нужно доверить именно ей. Тот написал на «Ленфильм», что отзывает сценарий и передает его на киностудию имени Горького, где фильм по нему будет снимать Лиознова. И вернул уже выплаченные ему деньги.
4. Юлиан Семенов видел в роли Исаева-Штирлица Арчила Гомиашвили – Остапа Бендера из комедии Леонида Гайдая «12 стульев». Однако режиссер Татьяна Лиознова посчитала его кандидатуру неподходящей.
5. Оператором фильма был Петр Катаев, сын писателя Евгения Петрова, написавшего вместе с Ильей Ильфом «Двенадцать стульев» и «Золотого теленка». Петр Катаев снял вместе с Лиозновой шесть фильмов и умер в 1986 году во время работы над седьмым – детективом «Конец света с последующим симпозиумом». Он скончался прямо на площадке…
6. Чтобы сделать образ Штирлица более живым и теплым, Лиознова решила увеличить количество женских персонажей, окружающих главного героя. Так специально для кино была придумана фрау Заурих. Татьяна Михайловна хотела, чтобы эту старую немку сыграла Фаина Раневская. Лиознова попросила Юлиана Семенова написать несколько сцен. Юлиан Семенович выполнил просьбу нехотя, результат был далек от совершенства. Когда сценарий показали Раневской, она от участия в съемках наотрез отказалась. Так фрау Заурих стала Эмилия Мильтон. Сцены с нею переписывали практически на съемочной площадке, а актриса охотно импровизировала.
7. Среди кандидаток на роль жены Исаева-Штирлица были одна из самых известных певиц тех лет Мария Пахоменко и одна из самых ярких актрис Светлана Светличная, в итоге сыгравшая Габи.
8. Супругу Максима Максимовича Исаева Александру Николаевну Гаврилину сыграла актриса театра имени Вахтангова Элеонора Шашкова, которая к тому моменту уже появилась на экране в роли жены разведчика в популярных фильмах «Ошибка резидента» (1968) и «Судьба резидента» (1970). Съемки, пожалуй, самого знаменитого и трогательного эпизода «Семнадцати мгновений весны» – встречи Штирлица с женой в кафе «Элефант» – должны были состояться уже на следующий день после проб Шашковой! Ее и Вячеслава Тихонова снимали по отдельности. Актрисе приходилось играть, не видя перед собой партнера, и передать нужное состояние никак не получалось. Смотрела просто на камеру, на второго режиссера – не то. На Лиознову – опять не то. У Тихонова же в тот день был первый за полгода выходной – но вдруг он появился на площадке! Актер захотел увидеть, кто играет его жену. Вячеслав Васильевич сел возле камеры и смотрел на партнершу так, что она великолепно смогла сыграть одними глазами и бесконечную любовь, и огромную тревогу. На следующий день снимали Тихонова – и тут он сказал, что без «жены» справиться со сценой не сможет! За Элеонорой Шашковой срочно послали машину, и уже она приехала, чтобы, сидя возле камеры, поддерживать партнера взглядом.
9. Сцены в кафе «Элефант» не было в первоначальном варианте сценария. Она выросла из истории, рассказанной Вячеславу Тихонову разведчиком Кононом Молодым, с которым они подружились за несколько лет до съемок. Конон Трофимович невыносимо скучал по жене, и однажды ее привезли в город, где он выполнял задание, – в определенный отель к определенному часу… Тихонов, слушая товарища, чуть не плакал. Когда актер рассказал об этом случае Лиозновой, она решила: нужно обязательно снять такую цену свидания! Сначала хотели снять встречу Штирлица не только с женой, но и с маленьким сыном, которого он никогда не видел. Но от этого варианта отказались, посчитав, что ребенок перетянет на себя внимание.
10. Микаэл Таривердиев написал к картине больше шести часов музыки и 12 песен на стихи Роберта Рождественского – по одной на каждую серию. Но при монтаже, как рассказывал композитор, получилась «полная каша», поэтому они с Лиозновой оставили только две – «Мгновения» и «Песню о далекой родине».
11. Сначала режиссер предложила исполнить песни в ее фильме Муслиму Магомаеву. Объяснила, что петь нужно абсолютно сдержанно, но с огромным внутренним накалом. Он ответил, что не сумеет этого сделать. Лиознова и Таривердиев, восхищавшиеся Магомаевым, не хотели отступать – они работали с певцом часами. Но, как все трое ни старались, он исполнял песни теплее и эмоциональнее, чем того хотелось Татьяне Михайловне. Пробные записи делали Валерий Ободзинский, Вадим Мулерман, Валентина Толкунова, Николай Никитский и Лев Барашков… Когда приглашали Иосифа Кобзона, Лиознова спросила его: «Можете спеть так, чтобы вас не узнали?» Иосиф Давыдович удивился: зачем же тогда звать его, можно любого другого исполнителя. Но Татьяна Михайловна убедила выполнить эту актерскую работу – исполнить песни так, чтобы зрители могли только догадываться, что поет Кобзон.
12. Леонид Броневой до «Семнадцати мгновений весны» почти не играл в кино: снимался лишь несколько раз в эпизодах и не был знаком со спецификой актерской работы в фильмах. Например, не понимал, когда нужно остановиться, чтобы не выйти из кадра. Лиозновой было нелегко с ним – но какой успех имела их работа! После выхода картины в какой бы роли Броневой ни играл в театре, его появление на сцене встречали овациями – аплодировали «Мюллеру».
13. Одна из самых известных цитат из «Семнадцати мгновений весны» – «Штирлиц идет по коридору». Фразу произносит адъютант Мюллера Шольц, которого играл Лаврентий Масоха. Эпизодическая роль стала для актера судьбоносной – и смертоносной… Он должен был сказать: «Группенфюрер, штандартенфюрер Штирлиц прибыл». Произнести сложные, непривычные слова чисто, с нужной скоростью и интонацией у него не получалось и Лиознова вспылила. Объявила перерыв, во время которого Броневой успокаивал коллегу. А после съемок Масоха, чтобы сбросить напряжение, отправился в ресторан, заказал водки и умер прямо за столом…
14. Леонид Куравлев сыграл Курта Айсмана. Смелое решение – взять на роль оберштурмбаннфюрера СС артиста, знакомого зрителям по ролям Шуры Балаганова и Хомы Брута. Но изначальный замысел Лиозновой был куда более дерзким: она хотела, чтобы Куравлев сыграл Гитлера! «Меня гримировали, я часами репетировал, но не смог сыграть этого антихриста», – признавался актер.
15. Роль Гитлера исполнил немецкий актер Фриц Диц, игравший фюрера несколько раз и в кино, и в театре, в том числе и в знаменитой советской киноэпопее «Освобождение». Быть актером одной роли, да еще такой, Дицу надоело, и от работы в «Освобождении» он отказывался – уговорили с огромным трудом, благодаря самому Эриху Хонеккеру.
16. Многие сцены, действие которых происходит в Германии, снимали в СССР. Но эпизод, где Штирлиц убивает агента Клауса, должны были снимать в ГДР, – помешало чувство юмора Льва Дурова, игравшего Клауса. Для поездки за границу требовалось разрешение выездной комиссии. На собеседовании в райкоме партии актера попросили описать советский флаг. Актер удивился: ну как может взрослый человек не знать, как выглядит флаг страны, в которой он живет? Поэтому Дуров пошутил: «Череп на черном фоне, а под ним две скрещенные кости». Затем сказали назвать входящие в Советский Союз республики и их столицы – Лев Константинович снова решил посмеяться: «Малаховка, Таганрог…» Последствия шутки оказались серьезными: артист был признан невыездным. Узнав об этом, он предложил Лиозновой: «Пусть Тихонов застрелит меня здесь!» И сцену убийства сняли на берегу московского пруда на территории усадьбы Архангельское-Тюриково.
17. Руки Штирлица, раскладывающие фигурки из спичек, которые мы видим в фильме – это руки художника-постановщика и актера Феликса Ростоцкого. Вячеслав Тихонов в юности, по случаю окончания ремесленного училища, сделал на руке татуировку «Слава» – и несмотря на старания гримеров она была заметна на крупных планах.