Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» в России ведутся работы по строительству и реконструкции федеральных трасс, находящихся в ведении Росавтодора. В частности, на сегодняшний день в эксплуатацию введено порядка 670 км, еще более 330 км будут завершены до конца года.
«За четыре года реализации федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети» в программу работ вошли дороги, расположенные на подведомственной Росавтодору сети, их протяженность – более 1 тыс. км. В этом году нацпроект «Безопасные качественные дороги» завершается, но он получит преемственность в новом – «Инфраструктура для жизни». В его структуру в том числе включен федеральный проект «Развитие федеральной сети», который также предусматривает масштабные мероприятия по приведению к нормативам автомобильных дорог федерального значения», – отметил Министр транспорта РФ Роман Старовойт.
Ключевая цель проводимых мероприятий – повышение уровня экономической связанности территорий страны за счет строительства и реконструкции участков федеральных трасс. «Федеральный проект «Развитие федеральной магистральной сети» вошел в структуру национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2021 году. За это время Росавтодором реализовано 93 объекта строительства и реконструкции. Особое внимание уделяется ликвидации грунтовых участков, расширению проезжей части с двух до четырех полос, а также обустройству современной дорожной инфраструктуры. В целом на реализацию этих мероприятий из федерального бюджета направлено свыше 850 млрд рублей», – сообщил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
В частности, в 2024 году общая протяженность построенных и реконструированных по нацпроекту федеральных автомобильных дорог, находящихся в ведении Росавтодора, составит 385,3 км. На эти цели из федерального бюджета направлено свыше 257,9 млрд рублей. Кроме того, работы ведутся и на федеральных трассах, переданных в доверительное управление ГК «Автодор». Работы по строительству и реконструкции будут выполнены на 32,8 км дорожной сети. На реализацию этих мероприятий предусмотрено 95,2 млрд рублей.
Среди реализованных проектов 2024 года завершены работы по строительству обхода поселка Октябрьский с мостом через реку Москву в составе автомобильной дороги М-5 «Урал» в Московской области. Обход позволит решить проблему дорожных заторов в районе города Люберцы, где современная 10-полосная магистраль упиралась в узкое бутылочное горлышко в населенных пунктах Октябрьское и Островцы. Теперь у автомобилистов значительно сократится время и пути.
Одним из важных этапов стало возведение второго моста через Москву-реку. Пролетное строение сооружения состоит из стальных металлоконструкций массой более 3 тыс. тонн. Его уникальность еще и в том, что русловой пролет между второй и третьей опорой имеет длину 135 м. Протяженность моста с подходами составляет более 1 км. Здесь выполнено покрытие из высокопрочного щебеночно-мастичного асфальтобетона, установлено сплошное электроосвещение. Защиту биоресурсов реки от вредных веществ обеспечивают локальные водоочистные сооружения.
Одновременно с возведением моста велись работы по строительству нового направления трассы протяженностью 11 км. Особое внимание было уделено участку со слабым грунтом. Чтобы сделать прочное основание дорожники заменили более 500 тыс. куб. м слабого грунта песком с соответствующим коэффициентом фильтрации на глубину 6 м. Кроме того, специалисты применили новые синтетические ткани, позволяющие создать под дорогой надежный армирующий слой.
Автомобильная дорога категории IБ имеет восемь полос движения и, что особенно важно для безопасности водителей, барьерное ограждение, которое разделяет встречные потоки транспорта. Также построено семь путепроводов и три транспортные развязки, соединяющие федеральную трассу с дорогами регионального и местного значения. Наружное электроосвещение устроено на всём протяжении. Экологическую безопасность жителей обеспечивают акустические экраны.
Еще один новый участок в составе трассы М-5 «Урал» в Московской области – на маршруте Ульянино – Непецино. Его строительство также завершено в 2024 году, протяженность объекта – 21 км. Новая дорога проходит правее существующего Новорязанского шоссе в обход сразу пяти населенных пунктов: Татаринцево, Старниково, Ульянино, Никитское и Степанщино. Благодаря вводу объекта в эксплуатацию значительно улучшится экологическая обстановка в близлежащих населенных пунктах, а также снизится вероятность заторов на существующем отрезке трассы. Повысится и уровень безопасности дорожного движения, что, безусловно, является главной целью Федерального дорожного агентства.
В рамках строительства участка с 68-го по 87-й км (Ульянино – Непецино) переустроены магистральные газовые и нефтяные трубопроводы, возведено семь путепроводов, четыре моста через реки и пруды, две транспортные развязки, обустроено 35 водопропускных труб и водоочистных сооружений. Проезжая часть имеет четыре полосы движения, потоки транспорта также разделены осевым барьерным ограждением. Покрытие выполнили из высокопрочного щебеночно-мастичного асфальтобетона. На всем протяжении установлено наружное освещение, а также табло переменной информации для оперативного информирования водителей о дорожной обстановке.
Еще один значимый объект – строительство обхода города Усолье-Сибирское в Иркутской области. Протяженность нового участка федеральной трассы Р-255 «Сибирь» – 42,7 км. В составе объекта также три транспортные развязки в разных уровнях и 10 искусственных сооружений. Дорога соответствует категории IВ — по две полосы движения автотранспорта в каждую сторону.
В результате строительства современной широкополосной автодороги время в пути сократится, разгрузится внутренняя дорожная сеть города и поселков, снизится количество ДТП, улучшится экологическая ситуация в районе.