Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов и продюсер Елена Кипер расспросили юбиляра о детстве в Новокузнецке, семейной трагедии, сложных отношениях с Олегом Табаковым и о том, чем работа в театре отличается от киносъемок.
О семье и душевной боли
Я вырос в невероятно творческой семье. Мама была режиссером театра кукол, папа – актером. Они были очень разные, страстные, и удивительно дополняли друг друга. Но я рано потерял родителей. Мне было 22 года, когда они один за другим ушли из жизни. Я вообще поздний ребенок – родился в 1963 году. Мама у меня 1925-го, а папа 1923-го года. И, конечно, это наложило свой отпечаток. Начало моей творческой деятельности, когда хочется всем поделиться с теми, кто понимает и верит в тебя, а родители уходят из жизни. Это была большая внутренняя травма: когда ты понимаешь, что нет людей, которые могут тобою гордиться.
О болезни и Буратино
В детстве я серьезно заболел, долго находился в больнице и должен был, кажется, покинуть этот мир. Навещать меня родителям не разрешали, я их видел только из окна. Я лежал в палате на первом этаже в течение примерно четырех месяцев. Без движения. И когда все пошло на поправку, то стало понятно, что я разучился ходить и вообще двигаться. Мама, работающая с детскими куклами, принесла мне в больницу марионетку Буратино. И сказала: «Ты управляешь его шагом, но и сам делаешь шаг». И этот принцип – уча, учись сам – тогда сработал. В итоге я стал ходить.
Упорство родом из Новокузнецка
Упорство — та черта, которую во мне воспитывали в городе Новокузнецк. Глядя на своих родителей, я понимал, что надо им что-то предъявлять в будущем. И вообще в коллективе, среди друзей-товарищей ценились именно лидерские качества. Мне кажется, город влияет на психологию человека. У меня было желание предъявить себя миру, заявить о себе - широко и громко. И я определил для себя понимание внутренней гармонии – это когда соединяются три качества: хочу, могу и должен.
Об отношениях с Олегом Табаковым
Люблю вспоминать фразу Черчилля: «Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма». Вы знаете, я попал к Мастеру, к Олегу Павловичу Табакову, уже имея успех в Новосибирском театральном училище. Я очень хотел завладеть его вниманием. Хотел услышать от него похвалу и надежду на будущее. А он был достаточно скуп в словах поддержки.
Три года я ждал, чтобы Табаков меня похвалил. У него такая тактика была. А мне так хотелось, чтобы он увидел мой энтузиазм, желание, любовь к этой деятельности. Развязка была неожиданной. Мне казалось, что я его раздражал… А в конце третьего курса Табаков вдруг предложил мне роль Абрама Ильича Шварца (спектакль «Матросская тишина»), которую до меня исполнял величайший Евгений Александрович Евстигнеев.
Продюсер:
Илья Кривицкий
Производство:
«Первый канал» и «Красный квадрат»