России нужны юридически обязывающие гарантии безопасности от США и НАТО
Слово «война» на этой неделе звучало множество раз, в том числе и на высшем уровне. Владимир Путин на встрече с новым германским канцлером Олафом Шольцем согласился с тем, что «война в Европе» немыслима. Но напомнил: как раз последнюю большую катастрофическую войну на континенте развязал Североатлантический альянс. Это натовские самолеты бомбили бывшую Югославию. Вот почему сейчас, когда НАТО так близко к нашим границам, России нужны юридически обязывающие гарантии безопасности. Ответ на наши требования, который прислали из Вашингтона в конце января, в МИД сразу назвали «неудовлетворительным». Но содержание документа для широкой публики долго было тайной. И вот на этой неделе стало известно, что в нем. Точнее, чего там нет, да почти ничего. Дипломаты с сожалением констатируют: в американском ответе проигнорированы все российские озабоченности.
Эта большая дипломатическая неделя, к сожалению, показала, что Запад, увлеченный фантазиями о все новых датах нападения России на Украину, не готов всерьез рассматривать предложения нашей страны прекратить двигать инфраструктуру НАТО к нашим границам. Заявления лидеров России и Германии – лучшая иллюстрация этого.
Владимир Путин: «Силовое сдерживание России воспринимается нами в качестве прямой и непосредственной угрозы национальной безопасности, снять которую как раз и призваны юридические соглашения на основе внесенных нами проектов».
Олаф Штольц, федеральный канцлер Германии: «Я высказал свое отношение к ситуации вокруг безопасности и то, как мы оцениваем, наши европейские партнеры оценивают эту ситуацию и что они ощущают как угрозу концентрацию военных сил».
Кажется, нас просто не слышат. Ведь НАТО – это военный блок, назначение которого воевать. И любая страна была бы озабочена тем, что огромная военная машина подбирается непосредственно к ее границам. Это угроза национальной безопасности России. Именно поэтому она направила США и НАТО свои требования.
Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Нерасширение НАТО, неразмещение ударных вооружений, угрожающих нам, и в целом возвращение военной и военно-технической конфигурации в Европе на позиции 1997 года, когда был подписан основополагающий акт России-НАТО, в котором впервые в этом формате прозвучала задача обеспечить неделимость безопасности. И по этим вопросам ответ отрицательный. Он нас, конечно, удовлетворить не может».
И видимо, чтобы уже ни у кого не оставалось сомнений, минувшим днем на конференции в Мюнхене генсек НАТО Столтенберг заявил: «Если цель Кремля заключалась в том, чтобы вблизи российских границ было меньше НАТО, то будет наоборот, будет больше НАТО».
Россия терпеливо продолжает переписку, направив в США и НАТО свои оценки их реакции.
– В отсутствие готовности американской стороны договариваться о твердых, юридически обязывающих гарантиях обеспечения нашей безопасности со стороны США и их союзников, Россия будет вынуждена реагировать, в том числе путем реализации мер военно-технического характера.
В документе говорится, что США и НАТО, наращивая военную активность у наших рубежей, игнорируют суверенное право России на их защиту.
Владимир Путин: «США и другие члены Альянса пока не настроены, к сожалению, адекватно воспринимать эти три стержневых элемента нашей инициативы. В то же время ими сформулирован ряд идей по вопросам европейской безопасности, ракет средней и меньшей дальности, военной транспарентности, которые Россия не против обсуждать. Мы готовы идти по переговорному треку при условии, что все вопросы будут рассматриваться в комплексе, без отрыва от основных российских предложений, реализация которых для нас – безусловный приоритет».
НАТО и США ультимативно требуют вывести наши войска из приграничных районов на нашей же территории, угрожая санкциями. На встрече со своим белорусским коллегой президент России отметил, подготовленные ограничения будут введены вне зависимости от развития ситуации: «Санкции будут вводить в любом случае. Есть какой-то повод сегодня, допустим, связанный с событиями на Украине, или нет такого повода, он будет найден, потому что цель в другом, цель — затормозить развитие, в данном случае, России и Белоруссии. Преследуя эту цель, всегда будет найден повод для того, чтобы ввести те или иные нелегитимные ограничения, и это не что иное, как недобросовестная конкуренция».
США в наших предложениях по безопасности хотят обсуждать только то, что им удобно. А вот принцип неделимости безопасности в Европе, закрепленный решениями ОБСЕ на высшем уровне и пактом Россия-НАТО, не хотят.
Владимир Путин: «Этот принцип, я напомню, включает в себя не только положения о праве свободно выбирать способы обеспечения своей безопасности и вступать в любые военные союзы и альянсы, что не устают повторять наши коллеги, но и обязательства не укреплять свою собственную безопасность за счет безопасности других государств».
Эта часть договоренностей просто игнорируется стоящими во главе НАТО США, официально объявившими Россию главным военным противником, а по сути, врагом. В последней ядерной доктрине США от 20-го года даже допускается возможность превентивного ядерного удара. А на словах само миролюбие.
Джо Байден, президент США: «США и НАТО не угрожают России. Украина не угрожает России. Ни у США, ни у НАТО нет ракет на Украине. И у нас нет планов их там размещать. Мы не нацелены против жителей России. Мы не стремимся дестабилизировать Россию. Граждане России, вы нам не враги».
Чего стоят эти сладкоголосые речи, в России знают прекрасно. Именно поэтому предпочитают впредь закреплять взаимные договоренности подписями на бумаге. Тридцать лет назад Горбачеву в обмен на согласие на объединение Германии дали устные гарантии нерасширения НАТО. Что подтверждает стенограмма и переговоров. И заявления политиков, участвовавших в переговорах.
Дитрих Геншер, министр иностранных дел ФРГ 1982-1992 гг.: «Мы сошлись во мнении, что зона обороны НАТО не будет расширяться на восток. Это касается, кстати, не только ГДР, которую мы не намерены поглощать, расширения не будет вообще».
Владимир Путин: «Ни одного дюйма на восток, сказали нам в 90-е годы. Ну и чего? Надули. Просто нагло обманули».
Россия обвиняет Запад в обмане, а генсек НАТО просто заявляет, никаких гарантий нерасширения НАТО России не давали. Но на этой неделе немецкий журнал Der Spiegel опубликовал статью под названием: «Найдены новые документы, подтверждающие обвинения России». В ней цитируют слова представителя МИД ФРГ Хробога на переговорах 91-го года.
– Представитель МИД ФРГ Юрген Хробог: «Мы ясно дали понять на переговорах 2 плюс 4, что мы не расширяем НАТО за пределы Эльбы. Поэтому мы не можем предложить Польше и остальным членство в НАТО».
В статье говорится, эти слова были сказаны на встрече представителей МИД США, Великобритании, Франции и ФРГ, посвященной безопасности и проблемам НАТО 31 год назад. Есть там и поправка, что Хробог, видимо, перепутал реки Эльба и Одер. Но его слова в документе подтверждает американский представитель Раймонд Зейц: «Мы дали понять Советскому Союзу на переговорах 2 плюс 4, а также на других переговорах,что мы не намерены извлекать выгоду от вывода советских войск из Восточной Европы. НАТО не должно расширяться на восток ни формально, ни неофициально».
Сейчас, когда США и их союзники усиленно перебрасывают все новые войска в страны, граничащие с Россией, Вашингтон и Брюссель продолжают заявлять, что и гипотетическое вступление Украины в альянс нашей стране не угрожает. И добавляют, если примут ее, то нескоро.
Владимир Путин: «А когда? Послезавтра? А что это для нас меняет в исторической перспективе? Ровным счетом ничего. Мы слышим, что Украина не готова сегодня к вступлению в НАТО. Мы знаем этот тезис, и тут же говорят, что ее завтра не примут, а примут тогда, когда ее подготовят к этому. Но для нас это может быть уж поздно. Поэтому мы хотим решить этот вопрос сейчас, вот прямо сейчас, в ближайшее время в ходе переговорного процесса мирными средствами. Вот мы из этого исходим, и очень надеемся на то, что наши озабоченности будут нашими партнерами услышаны и приняты всерьез».
Глава российского МИД на встрече с польским коллегой отметил, мы это уже проходили, когда в НАТО принимали Польшу и Прибалтику: «Они нам отвечали: ну понимаете, у них вот остались фобии после советского периода, и вот эти фобии нужно успокоить, мы их примем в НАТО, и они сразу успокоятся, и будут вашими добрыми соседями, нам, кстати сказать, и про Польщу так же говорили, когда Польша вступала в НАТО, но произошло все ровно наоборот. Поэтому способности западных кукловодов, они нам хорошо известны».
И если говорить о фобиях наших соседей, то что же должны чувствовать люди в России, пережившей самую страшную войну в истории человечества, когда почти вся Европа работала на войну с нашей страной. А теперь другой военный альянс играет мускулами у наших границ, в том числе и по этому вступление Украины в НАТО неприемлемо. Ведь в итоге в безопасности в Европе не будет никто. Об этом Путин говорил на пресс-конференции после встречи с президентом Франции Макроном: «Если Украина будет в НАТО и военным путем будет возвращать себе Крым, европейские страны автоматически будут втянуты в военный конфликт с Россией. Конечно, значит, потенциал Объединенной Организации НАТО и России не сопоставим. Мы понимаем. Но мы также понимаем, что Россия одна из ведущих ядерных держав, а по некоторым компонентам, по современности даже многих опережает. Победителей не будет. И вы окажетесь втянутыми в этот конфликт помимо своей воли. Вы даже не успеете глазом моргнуть, когда будет исполнять пункт 5 Римского Договора. Господин президент, конечно, не хочет этого развития, и я не хочу. А вы хотите воевать с Россией? Вы спросите своих читателей, зрителей, пользователей интернет-ресурсами, вы хотите, чтобы Франция воевала с Россией? Но ведь так оно и будет».
О том, как опасно играть в эти игры, российский президент говорил и с немецким канцлером. Когда Олаф Шольц сказал, что для его поколения неприемлема даже мысль о войне в Европе и что благодаря НАТО в Европе войны нет уже три десятка лет, Путин его поправил: «Ведь мы с вами были свидетелями войны в Европе, развязанной как раз блоком НАТО против Югославии. Крупная военная операция с нанесением ракетно-бомбовых ударов по одной из европейских столиц, по Белграду. Это же было без санкции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Это очень плохой пример. Но он был».
Олаф Штольц, федеральный канцлер Германии: «В Югославии несколько другая ситуация царила, там была опасность и угроза геноцида, и этому необходимо было воспрепятствовать».
Владимир Путин: «Позволю себе только добавить, что, по нашим оценкам, то, что происходит на Донбассе сегодня, это и есть геноцид».
Шольц на это ответил лишь через несколько дней на конференции по безопасности в Мюнхене. Тезис о геноциде на Донбассе он лицемерно назвал смехотворным. В российском МИД отреагировали немедленно.
– Не немецким руководителям смеяться над вопросами геноцида. Это неприемлемо, учитывая исторический опыт Германии в вопросах массовых расправ над людьми и распространения человеконенавистнической идеологии.
Представитель российского МИД Мария Захарова добавила: «Обращаюсь к коллегам в МИД ФРГ. В связи с заявлениями канцлера Шольца "смехотворности" утверждений о геноциде в Донбассе, в ближайшее время мы направим вам материалы о массовых захоронениях в этом регионе для ознакомления с ними руководства Германии».
Иначе говоря, в ответ на наши озабоченности и призыв к диалогу о безопасности для всех, Россия видит на Западе только ложь и лицемерие. Это продолжалось на протяжении 30 лет расширения НАТО, сейчас к этому добавились еще и угрозы и переброска войск к нашим границам. Как Россия будет действовать в этой ситуации? По плану, отметил Путин. В зависимости от обстановки. Но мы надеемся, что нас услышат.