Москва ждет от Вашингтона оперативного ответа на предложения о гарантиях безопасности
Продолжение дипломатического марафона спустя сутки после женевских консультаций с американцами о гарантиях безопасности и перед переговорами с представителями НАТО завтра и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в четверг.
Встреча в Женеве, что называется, задала тон целой серии предстоящих переговоров о гарантиях безопасности. Россия передала свои предложения США и НАТО еще в декабре и теперь требует ответа.
«Речь не о месяцах, не о неделях. Нам нужен срочный ответ. Быстрый ответ», — заявил заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков.
Источник, близкий к переговорам, сообщил информагентствам: США пообещали дать его в письменном виде и уже на следующей неделе.
«На переговорах российская делегация "разжевала" наше предложение. Чтобы каких-то недопониманий не возникло. Нам нужен конкретный ответ на наши озабоченности, прежде всего, в контексте нерасширения НАТО. Всякие увиливания нам не интересны. России и США есть прямой смысл договориться. Или угрозы мировой безопасности возрастут», — цитируют источник информагентства.
Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, который возглавляет нашу делегацию, обозначил три основных пункта, касающихся нерасширения НАТО. Военный альянс должен отказаться от озвученных в 2008 году намерений присоединить Грузию и Украину, не размещать у российских границ ударные ракетные системы с минимальным подлетным временем и прекратить освоение стран, которые присоединились к НАТО после 1997 года – это 14 государств, включая бывшие советские республики. Но в принципиальном вопросе американская сторона пока не готова сделать шаг навстречу.
«Мы никому не позволим захлопнуть дверь для членства в НАТО, это всегда было одним из главных принципов альянса. Мы также не откажемся от взаимодействия со странами, которые хотят с нами работать», — заявил официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс.
США еще до начала переговоров заявляли, что некоторые российские предложения считают неприемлемыми. Судя по данным информированного источника, речь прежде всего об Украине.
«Из сопряженных аспектов можно отметить их твердолобую позицию по Украине. Мол, без Украины мы тему ее вступления в НАТО обсуждать не будем. Это же НАТО, и в первую очередь Вашингтон, принимают или не принимают новых членов, а не Украина сама по себе что-то заявляет. От ответственности не надо уходить», — цитируют источник информагентства.
Наши дипломаты считают: достижение компромисса и баланса интересов все же возможно. Это в интересах самих стран-участниц НАТО. Ведь в случае провала переговоров России придется, как выразился Рябков, уравновесить военный потенциал.
«Важно после первого контакта понять, что в России невозможно всерьез обеспечить безопасность Российской Федерации без каких-либо договоренностей с Соединенными Штатами. И в Америке есть абсолютная убежденность, что невозможно, не договорившись с Россией, обеспечить серьезно безопасность Соединенных Штатов. Как бы ни были сильны противоречия, как бы ни было сильно недоверие и даже неприязнь взаимная в элитах, договариваться придется», — говорит президент Центра глобальных интересов, политолог Николай Злобин.
Противоречий в подходах много. Американцы, вместо того чтобы комплексно обсуждать главное требование России — о нерасширении НАТО, предлагают сосредоточиться на тех аспектах, которые интересны им самим и их союзникам. Например, вопросы связанные с размещением ракет в Европе.
«Находится администрация Байдена под очень сильным политическим давлением. И им, что называется, и хочется, и колется. Хочется попытаться как-то продолжить и развить договор с Москвой – я не сомневаюсь в искренности Байдена в этом отношении. Но им и колется – не хочется тратить на это никакой политический капитал, не хочется подвергаться критике в Конгрессе, не хочется, чтобы Байдена обозвали старым, не очень хорошо понимающим, что делает слабаком», — сказал политолог, президент Центра национальных интересов Дмитрий Саймс.
Внешняя политика в США уже по традиции заложник внутренних интриг и формируемого журналистами общественного мнения. На фоне настоящей истерики в западной прессе о якобы готовящемся российском вторжении на Украину США настаивают на так называемой деэскалации. Наши дипломаты утверждают: и обострения-то никакого не было, все действия России — самозащита.
Из «Твиттера» посольства России в США: «Мы не понимаем логику первого заместителя госсекретаря США, которая заявляет, что "Россия должна вернуть свои войска в казармы или сообщить, какие именно учения идут и какова их цель", и при этом она не намерена обсуждать с нами численность своих войск в Европе».
«Мы проводили и будем проводить эти тренировочные мероприятия на своей территории, потому что как НАТО заботится о своей безопасности, так и мы заботимся о своей безопасности и делаем то, что считаем нужным», — сказал Сергей Рябков.
Сергей Рябков прямым текстом заявил: никаких планов и даже намерений нападать на Украину у России не было и нет.
«Это мне напоминает фильм с Арнольдом Шварценеггером на Красной площади, который задавался вопросом: "Какие ваши доказательства?" Мы тысячу раз просили по многим вопросам американцев о доказательствах. В ответ либо молчание, либо ссылки на то, что "вы и так сами знаете, что вы делаете, ничего больше доказывать не нужно". Никаких планов, намерений или причин у России нападать на Украину нет», — заявил Сергей Рябков.
Тем временем в Вашингтоне продолжают твердить про некую дезинформацию.
«Мы готовимся к возможности и вероятности, никто не должен удивиться, если Россия распространит дезинформацию о договоренностях, которых не было. Или пойдет еще дальше и заявит о чем-то, как о предлоге для дальнейшей дестабилизирующей активности», — сказала пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки.
В нашем МИД считают: если кто и вводит общественность в заблуждение, так это сам Белый дом, из-за некомпетентности своих представителей.
«Мы ожидаем ответа Вашингтона, причем ответа скорого, оперативного, но, как говорится, мяч до нашей половины поля не долетел, он по-прежнему на стороне США. Надо, чтобы это поняла и госпожа Джен Псаки, которая явно не в курсе того, что происходило в Женеве. Что касается многочисленных сделанных невпопад заявлений пресс-секретаря Белого дома, то вызывает искреннее сожаление, что американское руководство представлено людьми, настолько не владеющими предметом. Подобные заявления вредят, кстати говоря, самим США, демонстрируют нежелание вникать в контекст и соприкасаться с реальностью. Советуем коллеге не забывать подключать критическое мышление и хотя бы самые важные сюжеты тщательно перепроверять. Просто чтобы не показывать всему миру свою некомпетентность», — сказала официальный представитель МИД России Мария Захарова.
Как оценивает переговоры сам Байден, узнать не удалось. Как обычно, никакой реакции.
Тема без преувеличения волнует всю мировую прессу. Статьи о российско-американских переговорах сегодня на первых полосах. Оценки в целом осторожные. Тhe New York Times пишет: стороны будут продолжать переговоры, но далеки от согласия по ключевым проблемам. Заголовок британской The Guardian: российско-американские переговоры полезны, но прогресса пока нет. А французская Le Figaro цитирует бывшего аналитика ЦРУ Джорджа Биба: Россия показала свою готовность к поиску дипломатического решения.
Насколько к этому готова НАТО, станет ясно завтра. Глава американской делегации Шерман уже проинструктировала генсека альянса перед предстоящей встречей с нашей делегацией. Она станет первой с 2019 года.