В столице на Московском центральном кольце начали тестировать беспилотные «Ласточки»
Убрать человеческий фактор и сделать поездку на поезде безопаснее. На МЦК сегодня показали, как работает беспилотная «Ласточка». Плюсов масса. Автоматика не дает сбоев, ведет поезд точно по расписанию. А если на путях препятствие — останавливает состав и в случае необходимости вызывает помощь. Какое оно, будущее российских железных дорог?
Внешне самая обычная «Ласточка», которой привыкли пользоваться москвичи. И даже в кабине машиниста мало что изменилось — приборная панель та же. Но сейчас «Ласточку» окрыляют умные технологии. За лобовым стеклом несколько оптических камер.
Инфракрасные объективы, которые распознают картинку при любой погоде. Лазерные и ультразвуковые датчики, которые оценивают все внешние факторы.
«Мы провели большие исследования о том, как человек видит, и сделали систему, которая лучше человека. К примеру, человек видит пешехода на расстоянии 600 — 800 метров. А если человек будет лежать, то 200 метров. Поэтому на основе этого мы разработали и свои технические требования, которые учитывают и погодные условия, такие как туман, и высоту объекта», — поясняет заместитель генерального директора НИИАС Павел Попов.
Испытания показали: такое машинное зрение острее человеческого на треть. До километра — расстояние, при котором система распознает человека на путях при дневном свете. В кромешной темноте видимость сократится вдвое. Умное зрение способно разглядеть малейший дефект рельса или обрыв провода. Скорость реакции автопилота при этом будет быстрее, чем у человека — как минимум на секунду.
Заметив препятствие, поезд сразу снизит скорость до минимальной. А оператор, который следит за движением дистанционно, сможет провести его по сложному участку. Главное, будет исключен человеческий фактор. Цена ошибки велика.
«Задержка в 15 секунд сегодня уже приводит к исключению одной нитки графика, которая восстанавливается в течение нескольких часов. Поэтому полная автоматизация в данном вопросе она очень важна, и эффективность ее будет подтверждаться уже в ближайшее время», — поясняет генеральный директор НИИАС Александр Долгий.
Московское центральное кольцо стало первым полигоном, где начали испытывать беспилотные технологии, неслучайно. Сегодня это один из самых интенсивных участков пассажирского движения в Европе. Беспилотная «Ласточка» сейчас проходит все остановки кольца точь-в-точь по расписанию — только пассажирам пока вход воспрещен.
Автономную «Ласточку» выпустят на линию к 2024 году. И тогда интервал движения поездов на МЦК сократится с четырех до трех минут, что уже кратно позволит увеличить пассажиропоток.
«Разработка всех технических решений — это отечественные разработки. На уровне мировых лидеров мы находимся, наверное, в первой тройке — это точно», — говорит заместитель генерального директора — главный инженер РЖД Анатолий Храмцов.
«В перспективе беспилотные железнодорожные системы, обеспечивающие высокую интенсивность движения пригородных поездов, должны стать основой развития транспорта крупнейших городских агломераций. В эту систему должны войти Москва, Петербург, Казань, возможно, города-миллионники», — полагает глава РЖД Олег Белозеров.
Подобные умные технологии сейчас внедряются и на грузовых поездах — на Октябрьской железной дороге, Северо-Кавказской, в терминале Челябинска. Автопилоты на Транссибе уже сократили интервал следования поездов на несколько минут.