Владимир Путин и Александр Лукашенко обсудили кризис на белорусско-польской границе
Тревожные факты и тенденции в контексте ситуации с мигрантами на белорусско-польской границе 9 ноября были одной из центральных тем телефонного разговора президентов России и Белоруссии. Владимир Путин и Александр Лукашенко детально обсудили происходящее и выразили озабоченность тем, что Варшава стягивает регулярные войска.
Как все выглядит сейчас? Боевая техника и кордон силовиков с одной стороны, и замерзшие, голодные и изможденные беженцы — с другой. Люди, а это преимущественно курды, находятся вот здесь: это Гродненская область, 1,5 километра от КПП «Брузги-Кузница». Фактически — лесополоса.
И вот там, в палаточном лагере — мужчины, женщины, есть беременные, дети, всего около двух тысяч человек. Впереди забор и колючая проволока, а главное — туманные перспективы. Варшава всеми способами дает понять: таким гостям Польша не рада, приходили сообщения о том, что были слышны выстрелы.
Такая картина на белорусско-польской границе уже вторые сутки. С одной стороны «колючки» — лагерь беженцев. С другой — польские полицейские в полной экипировке, со щитами, дубинками и в бронежилетах.
Отряды полиции усилены арамейскими подразделениями. Судя по всему, военные готовятся к обороне и возводят дополнительные укрепления. На границе — скопление армейских грузовиков и бронетехники как будто речь о войсковой операции. Хотя беженцы не проявляют агрессии. В большинстве это смертельно уставшие и обессиленные люди, лишенные самого необходимого.
- Нет воды, очень мало еды и молока для ребенка тоже нет и холодно, очень холодно.
- Они бьют нас, любого. Меня обрызгали слезоточивым газом, моего брата и его друга ударили по лицу. Мы очень устали. Мы тут буквально умираем.
Лагерь беженцев в плотном дыму от костров. Мужчины занимаются заготовкой дров. Валежник из ближайшего леса. Те, у кого не оказалось палаток, спят прямо на земле.
Сейчас в лагере около 2,5 тысяч беженцев. В их числе около 500 детей. Условия конечно ужасающие, вот в этой семье девять детей, есть даже грудной младенец. Все ютятся в небольшой тонкой палатке. Единственная возможность согреться — развести костер. Ночью температура опускается до минус пяти.
Все беженцы прибыли из иракского Курдистана. Задерживаться в Польше не собирались. За лучшей жизнью они направлялись дальше в Европу — в Германию и Францию, другие планировали обосноваться в Великобритании. Они намерены добиваться своего несмотря ни на что. Обратного пути, говорят, нет.
- Потому что в моей стране воцарился ад. Там жизни нет. И вот уже три месяца мы пытаемся попасть в Европу, туда, где нам сказали, будет лучше, чем дома.
Прошедшая ночь выдалась бессонной. По сообщению белорусской погранслужбы польские силовики применяла прожекторы и стробоскопы, через громкоговорители призывали покинуть сопредельную территорию, были слышны автоматные очереди. Польские власти закрыли пункт пропуска на своей территории. В запретную зону не пускают журналистов и правозащитников.
«Ввиду отсутствия объективных причин для закрытия польского пункта пропуска Кузница Белостоцкая возможно, что данное решение принято польской стороной для исключения видеозаписи случайными свидетелями и обнародования фактов применения силы и оружия польскими военными в отношении беженцев», — заявили в белорусской погранслужбе.
От польских властей звучат совершенно иные оценки происходящего. Подбодрить своих военных на границу вместе с министром обороны приехал и глава правительства Матеуш Моравецкий. Выступая на пункте пропуска, он поблагодарил силовиков, выступивших против беззащитных людей, за самоотверженную службу.
«Граница Польши также является и границей ЕС. Я говорил с главой Еврокомиссии, с премьер-министрами нескольких государств. Все они передают вам признание в уважении, благодарность за действия и вашу отвагу, готовность служить каждую минуту. Все смотрят на вас. Вы — на передовой линии фронта», — заявил он.
Чем закончится противостояние на границе, сейчас не берется предсказать никто. Большинство беженцев на грани отчаяния. Ситуация в лагере близка к гуманитарной катастрофе. Похоже, впереди еще одна тревожная ночь. Белорусская сторона пытается хоть как-то обеспечить беженцев продуктами и теплой одежной. Первая партия гуманитарной помощи поступила этим вечером. Но уже сейчас ясно — ее хватит ненадолго.