Реальная агрессия в виртуальном мире: страдают и дети, и взрослые
Сегодня — Международный день борьбы с насилием и издевательствами в школе. По данным ЮНЕСКО, с травлей со стороны сверстников сталкивался каждый четвертый ребенок и подросток. Причем все чаще агрессия переносится в виртуальный мир. И проблема это далеко не только детская. Взрослым справиться с ней не менее сложно.
Этот учебный видеоролик, но для Полины из Краснодара таким был почти каждый день на протяжении трех лет. Оскорбления в мессенджерах, коллективная травля в соцсетях.
«Говорили, что я девушка легкого поведения, что я ничего в жизни не добьюсь, что такие, как я, потом на помойках лежат», — рассказывает Полина Середа.
Кибербуллинг в адрес Полины начался в пятом классе. Повод обычный: она была не такая, как все.
«У меня были разноцветные волосы, я увлекалась корейской музыкой, К-pop. И за значки могли травить, которые у меня были на рюкзаке, за волосы, за внешность, за одежду», — рассказывает Полина Середа.
Справиться с переживаниями помог школьный психолог-медиатор. С ее же подачи удалили группу в интернете, через которую шла травля, школу же Полине пришлось сменить.
«Вред, который наносится жертве в кибербуллинге, бывает порой гораздо более серьезным, чем в обычном буллинге, потому что в кибербуллинге размноженность позора становится мощнейшим фактором посттравматического расстройства», — сказала заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ Римма Чиркина.
Но с онлайн-агрессией сталкиваются не только дети. Кибербуллинг не менее распространен и среди взрослых. Соцопросы показывают, что 60% пользователей интернета в той или иной степени подвергаются виртуальной травле. И переносят ее не менее тяжело, чем школьники.
«Я лежала, просто смотрела в потолок широко-широко открытыми глазами. Человек, который это видел, он потом мне признался: "Я спрятал все острые предметы",», — рассказывала Анна.
Анна в результате несчастного случая утонула накануне судебного заседания, на котором должны были рассматривать дело об угрозах в ее адрес. Кибербуллинг не часто становится предметом обсуждения в зале суда. Одна из главных причин – анонимность в интернете, а также тонкая грань между «личным мнением» и «оскорблением», если речь не идет о явной ненормативной лексике.
«Невозможность идентифицировать людей, которые этим занимаются. Невозможно очень быстро среагировать на те или иные посты или негативную информацию, которая распространяется в интернете, так как закон предусматривает до 30 дней для ответа. Получается парадоксальная ситуация: законы, которые защищают граждан, есть, а инструментов, с помощью которых можно быстро и эффективно защититься от этой угрозы, нет», — отметил адвокат Игорь Путилов.
Как же защититься, если вы стали объектом кибербуллинга? Когда начались атаки на Полину Лобачеву, она не знала, что делать. А теперь знает — ничего.
«Основываясь на своем личном опыте, наверное, главным оружием является, как ни странно, безразличие, потому что если буллер проявляет какую-то агрессию, он, безусловно, ждет каких-то эмоций и какой-то реакции», — говорит Полина Лобачева.
Агрессор ждет эмоций не только от жертвы, но и от зрителей, ведь кибербуллинг часто происходит демонстративно, напоказ. От реакции свидетелей зависит очень многое, уверены специалисты.
«Достаточно одному немому свидетелю встать и сказать, что это неприемлемо, что это подлость, что так нельзя, как тут же волшебным образом в человеческом сознании, какой бы ни был этот агрессор примитивной личностью, все равно в нем возникнет стоп-сигнал», — говорит заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ Римма Чиркина.
Люди публичные с нападками в интернете сталкиваются постоянно. Певица Манижа представляла в этом году Россию на «Евровидении». На нее обрушилась такая волна ненависти, что выдержать ее удар удалось не без труда.
«Я после "Евровидения" три месяца восстанавливала свою психику. Я была поражена тем, что происходит в моем телефоне. Он не замолкал. Мне приходили анонимные сообщения. А когда стали приходить угрозы, мне стало еще страшнее. Необходимо, если ты уверен в том, что ты делаешь, а вот это самое главное, ты должен просто идти, вот встала и пошла. Продолжать идти и делать свое дело. И вокруг тебя нарастает такая репутация и такое отношение людей, что они в какой-то момент сдаются», — говорит Манижа.
Эффективно предотвращать кибербуллинг мог бы режим верификации, считают многие специалисты, чтобы пользователь при регистрации предоставлял свои реальные данные, как на госуслугах, например. Эксперты уверены: чем меньше степень анонимности, тем больше степень корректности в Сети.