Глухим и слабослышащим преодолевать барьеры помогают государственные программы и волонтерские проекты
Сегодня международный день глухих. В России людей с нарушениями слуха — около 10% населения. И это не должно быть приговором. Жить полноценной жизнью, учиться, работать — все по максимуму. Преодолевать преграды помогают и государственные программы, и волонтерские проекты. А еще инновации, которые делают проще решение многих проблем.
Они уже знают не только довольно сложное слово «экспонат», но и чем художественный музей отличается от исторического. Педагог Влад Колесников сам слабослышащий, поэтому хорошо понимает, как привить детям любовь к прекрасному. Иногда он приглашает на занятия в школу-интернат своих друзей — искусствоведов и актеров, у которых нет проблем со слухом. Это и называется «инклюзия», проще говоря, вовлечение.
«Научив его каким-то основам жестового языка, когда он приходит, дети понимают — да, он слышащий, но он знает, как со мной поздороваться. И они уже понимают, что мир слышащих, который кажется недоступным, он не такой недоступный», — рассказывает педагог дополнительного образования в школе-интернате №52 (г. Москва) Влад Колесников.
Этим ребятам повезло, ведь сурдопедагогов в России по-прежнему не хватает. Дефицит порядка 10 тысяч специалистов. Не так много и настоящих инклюзивных пространств, таких как московский музей «В Тишине», гости — в основном это нормально слышащие люди — надевают наушники. Слух будто выключается — остается ориентироваться на зрение, обоняние и фантазию.
Оказавшись в мире тишины, даже частично — в этих наушниках почти ничего не слышно — действительно замечаешь, как сразу обостряются другие чувства. Цвета и краски кажутся ярче, запахи резче. В этих пяти колбах разные ароматы — от хвои до лаванды. А натренированный мозг оперативно подсказывает кончикам пальцев, что в желтых ящиках. Проводники в этом тихом пространстве — сами глухие и слабослышащие. Макс Курков — гид музея и начинающий блогер.
В своих беззвучных роликах Макс показывает таким же, как он, полезные лайфхаки, как, например, выбрать энергосберегающий холодильник. А еще учит преодолевать главное, что нас разделяет — языковой барьер.
Но что делать, если глухой собеседник плохо владеет и письменной речью? Так часто бывает из-за особенностей развития и обучения таких людей.
Выиграв президентский грант, программист из Новосибирска Алексей Приходько бросил себе небывалый вызов — составить первый точный интернет-словарь с переводом русского жестового языка на русский письменный.
«Я сейчас покажу жест. Камера его запишет, нейронные сети обработают сигнал, слово окажется на экране», — рассказывает инженер кафедры автоматизированных систем управления НГТУ Алексей Приходько.
Чтобы обучить искусственный интеллект точно распознавать сигналы, нужно показать десятки различных вариантов одного жеста. Ведь у каждого глухого, так же, как у слышащего, своя уникальная манера изъясняться.
В базе уже около тысячи жестов. В идеале, мечтает Алексей, их должно быть не меньше миллиона. Жестовый язык необычайно богат и выразителен. Даже хорошо слышащие знают, что тело и глаза всегда говорят больше, чем слова.
Забыв про голос, петь руками, глазами, всем телом. Мастер-класс по жестовому пению для тех, у кого нет проблем со слухом, ведут такие же, хорошо слышащие. У этой троицы богатый опыт общения с глухими.
«У них в принципе все то же самое. Те же проблемы, тот же быт, те же шутки зачастую», — отмечает куратор отдела инклюзивного образования региональной общественной организации РООИ «Перспектива» Влад Комиссаров.
Стоит это понять, как вдруг барьеры рушатся с грохотом, который не оглушает, а наоборот помогает лучше услышать друг друга.