Не стало художника-постановщика Бориса Краснова
Печальная новость. Не стало Бориса Краснова. Художник, сценограф, он обладал редким даром создавать не просто декорации, а целые миры с неповторимой атмосферой. Даже те, кто никогда не слышал его имени, точно знакомы с творениями Краснова. Концерты, спектакли, телепрограммы, фестивали, шоу — всего на его счету несколько тысяч проектов.
«Рождественские встречи Аллы Пугачевой» — одно из самых ярких и любимых детищ Бориса Краснова. На глазах зрителей происходило невероятное — таинственный сад превращался в средневековый замок, тот — в разудалую ярмарку, потом старинная Москва раздвигала стены храма, и свершалось то самое чудо Рождества.
Предложение Пугачевой делать «Рождественские встречи» молодой театральный художник Борис Краснов посчитал знаком судьбы, потому что сам верил, что в эти дни люди становятся другими, верят в чудо и добры друг к другу.
«Я сделал макет, потом она его переделала раза три. Потом она уже переделала декорации. В макете там был ее дом, ее подъезд. Она потом говорит: нет, пусть будет лестница, пусть будет в садах. А уже сделали все декорации, все переделали», — рассказывал художник, сценограф Борис Краснов.
В годы, когда невозможно было достать лишний гвоздь, Краснов договаривался с заводами и мастерскими и строил на сцене целые улицы и города. Это были уже не концерты, а театр.
В начале 90-х Краснов преобразил Красную площадь для Всемирного фестиваля циркового искусства.
«Все стили — и готика, и Ренессанс, и Индия сумасшедшая. Это очень красиво», — говорил Борис Краснов.
Борис Краснов — единственный в мире художник-постановщик, которому владельцы авторских прав разрешили поставить не каноническую, а сделать свою версию бродвейского мюзикла «42-я улица», все декорации были изготовлены в России.
Он говорил: зритель должен прийти на концерт любимого певца и восхититься. Для Валерия Леонтьева создал не просто «дорогу в Голливуд», а впечатляющую автомобильную развязку. Для сольного концерта своего близкого друга Валерия Сюткина Краснов придумал невероятно эффектный выход — над сценой кружил самолет, и, стоя на его фюзеляже, артист пел свой шлягер. А для Филиппа Киркорова Краснов создал не просто умопомрачительные декорации, а целый мир, где артист, как драгоценный камень, в достойной и органичной оправе.
Павильон России на Всемирной выставке ЭКСПО-2010 получил одну из высших наград. Через него прошли восемь миллионов человек. А имя Бориса Краснова назвали в числе шести лучших дизайнеров мира.
И в том числе Борису Краснову, его таланту представлять все предельно красиво, ярко и неожиданно, мы обязаны тем, что главные мировые спортивные праздники прошли в нашей стране. Краснов — один из идеологов заявки сочинской Олимпиады. Для «Русского дома» в Гватемалу доставили тогда 80 тонн декораций.
«Лед для коктейля выбрасывали, и мы ногами его растаптывали, чтобы была основа для замерзания», — вспоминал Борис Краснов.
Запомнилась миру и победная заявка России на проведение футбольного чемпионата мира. Для выступления олимпийской чемпионки в прыжке с шестом Елены Исинбаевой Краснов придумал очаровательный и точный образ — только проведенный в России чемпионат совершит со всем миром прыжок в вечность.
«Раньше это вообще была не профессия, а черт знает что. Стали считаться с профессией художник-постановщик. Стали понимать, что это нужно, стали понимать, что это необходимо», — говорил Борис Краснов.
В 1996-м Краснов по просьбе Майи Плисецкой создает декорации для вечеров русского балета в Нью-Йорке. Особенно всех ослепил финал, достойный великой балерины, — Плисецкая появлялась на сцене прямо из царской ложи Большого.
Но одним самых грандиозных его проектов стали церемонии летней Универсиады в Казани.
Когда в 2009-м Алла Пугачева объявила юбилейные концерты, то и речи не было, кто будет творить волшебство за ее спиной.
«Знаете есть лучше художники, есть хуже. Но Борис Краснов — это Борис Краснов», — сказала народная артистка СССР Алла Пугачева.
Наверное, все эти его тревоги, перелеты и звонки в конечном итоге и подорвали здоровье. Сперва один инсульт, но Краснов работал еще больше десяти лет. Затем второй, еще коронавирус. Но он верил: нельзя жалеть ни о чем. А когда было трудно, говорил: надо жить, и шоу продолжается.
«Я не люблю очень демонтаж декораций. Когда ломают на твоих глазах, конечно, нужно очень по-философски к этому относиться. Это выдержать сложно. Поэтому я стараюсь в этот момент исчезнуть. Я хочу, чтобы у меня в памяти осталось это все живым», — говорил Борис Краснов.