Легендарному управлению центра специального назначения ФСБ «Вымпел» исполняется 40 лет
В начале 80-х оперативно-боевую работу в Афганистане начали отряды на базе легендарного «Вымпела». Управлению «В», как его сейчас называют, исполняется 40 лет. Это специальное подразделение Центра специального назначения ФСБ. Из одного названия понятно, что задачи, с которыми справляются бойцы, особой сложности, важности и секретности.
Теракт на Дубровке, трагедия в Беслане и еще многие спецоперации, где, если не они, то никто. Среди сотрудников управления «В» 12 Героев России, и это только те, о ком мы можем говорить.
«Тяжело в учении, легко в бою» — это не про них. Тяжело-то всегда, но, говорят, чем больше пота на тренировке прольешь, тем меньше крови — во время реального штурма.
Проникновение в здания. Проход лестничных пролетов: один прикрывает другого. Отрабатывается слаженность групп. Работа без права на ошибку. Огонь ведут боевыми патронами. Все должно быть максимально приближенно к реальному бою.
Они готовы бороться с терроризмом везде: на воде, в лесу, в горах и в городах. Появиться будто бы из ниоткуда и днем, и ночью, например, с неба. Причем не на землю, а вот так — на крышу многоэтажки.
- Крыша является самым сложным элементом?
- Нет, самое сложное — это выжить.
Выжить, чтобы выполнить поставленную задачу. Именно так и начинали готовить бойцов спецподразделения «Вымпел» КГБ СССР 40 лет назад. Его создатель — легендарный разведчик Юрий Дроздов — называл сотрудников интеллектуальным спецназом. Главное — работать головой.
То, что подобное подразделение необходимо, стало понятно после штурма дворца Амина в Афганистане в 1979 году. Тогда для операции собирали спецназ со всей страны. В августе 1981 года стали готовить первых бойцов «Вымпела». Задачи самые разные: проникнуть вглубь территории противника, а там уж как Родина прикажет: от создания партизанских движений до захвата и уничтожения стратегических объектов.
Валерий Попов служил в первом отряде «Вымпел». Боевое крещение в Афганистане. Переговоры, создание агентурной сети. Работали далеко не всегда с оружием в руках и в форме. Чаще вот так — рубашка да брюки. На фото Валерий Попов крайний слева. Но и, конечно же, борьба с террористами тоже была одной из задач.
«Уничтожали террористов не только на нашей территории, что сейчас происходит, но и, как говорится, в их логове. На территории ряда ближневосточных стран. И лидеров, и группы подготовки смертников. Это было. Но сегодня мы не можем назвать ни страну, ни дату, ни места, потому что наши источники до сих пор работают, и они еще пригодятся нашей стране в целях обеспечения безопасности вот так, за рубежом», — рассказывает ветеран спецподразделения «Вымпел» Валерий Попов.
Герой России Сергей Шаврин тоже свою службу начинал еще в советском «Вымпеле». Лейтенантом, сразу после училища. Потом борьба с террористами на Северном Кавказе. Участвовал в освобождении заложников в Москве на Дубровке. В 2002 году. Вспоминает, как двое суток готовились на таком же здании, как театральный центр.
«Когда заходили, должны были брать телевизионную рубку, это лестничный пролет. Вот три человека забегают, я командую: «Граната!» А сам засекаю по секундомеру. Считаю 3,8 секунды. И вот эти три — четыре человека в броне, огромные, здоровые парни, должны не столпиться в двери, а вовремя все выбежать. И бегали до тех пор, пока за 2,8 не выбегали», — вспоминает Сергей Шаврин.
ЦСН. ФСБ. Бочаров. Эти три слова Вячеслав Бочаров написал вслепую, когда очнулся в больнице. Во время освобождения заложников в Беслане получил тяжелейшее ранение головы. Сначала числился пропавшим без вести. Кто он — врачи не знали.
Центр специального назначения ФСБ тогда понес самые большие потери: спасая школьников, погибли 10 офицеров. «Альфа», «Вымпел», спасибо за то, что спасли наших детей!» — надпись в спортзале школы. Плачут ли мужчины? Не при посторонних — точно. «Конечно, мы не железные», — говорит Герой России. Слез не видно, но душа — рыдает.
«Вот Баландин Алексей Васильевич, он погиб 9 апреля 2009 года. Получил тяжелейшее ранение минно-взрывное. И когда он умирал, он подозвал к себе подчиненных офицеров и говорит: «Уважайте друг друга». Вот последние слова офицера, который всю жизнь прослужил государству. Уважайте друг друга», — рассказывает Вячеслав Бочаров.
Они все будто в одном строю: павшие и живые, ветераны Вымпела, действующие сотрудники. Десятки героев России. Кавалеры орденов мужества. Форму если и надевают, то только в узком кругу — своих.
А так — улыбаются под масками — и не надо чтоб знали. Добавляя: «Служим-то во славу Отечества. Без права на личную славу».