Российские летчики — абсолютные чемпионы по высшему пилотажу
Триумф наших летчиков на чемпионате мира по высшему пилотажу. Впервые в истории они завоевали все золотые награды. Жаль, нет отдельной медали для самолета, потому что Су-31 ее достоин. На нем можно летать с перегрузками, которые моментами в несколько раз больше, чем испытывают в кабинах истребителей и даже космических кораблей. Но все это матчасть, как принято говорить в авиации, пусть и высшего качества, для фигур особой сложности. Летать-то людям.
В польском небе Дмитрий Самохвалов рисует, как он говорит, рыбку. Потом будет привычно собой недоволен, а рыбка окажется золотой. Высший пилотаж часто сравнивают с фигурным катанием за сочетание технической сложности элементов и изящества их исполнения.
По съемкам из кабины Су-31МX — это один из двух самолетов российской команды — видно, какой ценой пилотам это изящество дается. Максимальная перегрузка — плюс 10,1 и отрицательная — минус 8,7.
Летчик Константин Боровик демонстрирует показатели, зафиксированные приборами во время его полета. Для сравнения:космонавт редко испытывает перегрузки более 4g. А здесь — свыше десяти. Но главное даже не это.
«У истребительной авиации, у военных, у них вообще нет отрицательных перегрузок. Они только в плюс летают, а мы давим от себя тоже десять», — отмечает член сборной России по высшему пилотажу Константин Боровик.
При отрицательных перегрузках пилота не вжимает в кресло, а выбрасывает из него, кровь с огромной силой приливает к голове, лопаются глазные сосуды. Мозг начинает, что называется, тормозить, а соображать нужно быстро.
«Когда мы в горизонтальном полете, мы линейно все видим. Мы можем влево-вправо. А когда мы переворачиваемся, нам нужно думать наоборот, то есть вправо — это влево, а влево — вправо», — объясняет член сборной России по высшему пилотажу Дмитрий Самохвалов.
Все это на грани человеческих возможностей. А летчики отшучиваются: мы просто любим небо. Самое сложное в программе чемпионата — так называемые темные, заранее неизвестные комплексы. Лишь за сутки до выступления пилоты узнают фигуры высшего пилотажа, которые им предстоит выполнить. При этом подниматься в воздух для их отработки запрещено.
«Именно в этом суть темных комплексов, что ты его не летал. Ты его летаешь только в своей голове», — говорит член сборной России по высшему пилотажу Василий Плотников.
Можно ли задачу усложнить еще больше? Да. Фигуры вам называют соперники. В Польше собрались сильнейшие. Бессменные претенденты на золото — сборная Франции. А вот, кстати, пилоты из Германии. Попросились посидеть в кабине российского Су-31. Обсуждают его между собой. Самолет оборудован специальным креслом, позволяющим пилоту легче переносить перегрузки. Как говорит Самохвалов, «сушка» дает ему лишний бал на каждом упражнении. А еще помогают наши ноу хау.
Ничего не напоминает? Да, резиновый уплотнитель для оконных рам. И как он здесь оказался? Русская смекалка и тяга к экспериментам. Выяснилось, что, если наклеить по полоске на обе стороны элерона, то можно так изменить аэродинамические характеристики самолета, что пилот сможет резко останавливать его вращение. Соперники поначалу посмеивались, а затем тоже побежали в хозяйственный.
«Да, это работает. Мы ту же идею реализовали на нашем самолете», — говорит член сборной Франции по высшему пилотажу Фанни Виаллар.
Но наши все равно оказались сильнее. Дмитрий Самохвалов везет домой, в Москву, кубок абсолютного чемпиона мира по высшему пилотажу. У него сразу пять золотых медалей. Два золота и бронза у Василия Плотникова. Медаль высшей пробы также у Константина Боровика. Наша сборная лидирует в командном зачете. Золотой медали удостоен и тренер — легенда высшего пилотажа Михаил Мамистов. Впервые в истории чемпионата мира все золото без исключений у летчиков из России.