В Калужской области стартовал фестиваль «Архстояние»
Дом-труба, похожий на капсулу из будущего, и таинственная «Непроходимая чаща» — все это арт-объекты на фестивале «Архстояние». Он стартовал в Калужской области. В этом пандемийном году и тема особая — о чем задумывается человек наедине с собой.
Над Калужской областью разливается музыка. Она то умиротворяющая, то может звучать таинственно и тревожно. Здесь встречаются странные персонажи, прекрасные или чудаковатые. Они обитают в невероятных постройках, не похожих ни на что. Самый большой в Европе арт-парк, «Никола-Ленивец», открывает XVI фестиваль «Архстояние». Современное искусство, архитектура и перформансы.
Над зеленой опушкой, среди елей и березок завис в пространстве образец новой русской архитектуры. Автор проекта уверен — современные технологии строительства могут гармонично интегрироваться в природу.
То ли космический корабль, то ли капсула из будущего. Стальной корпус утопает в зелени, словно маскируется с помощью отражений. Массивный фундамент спрятан под землей и не дает строению упасть. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов приглашает внутрь своего детища. На удивление там ни холодная фантастика, а по-домашнему уютно.
«Когда люди приходят, они любят стоять вот так. Все эти изгибы очень подходят человеку. Сделано по технологии, как строился бы корабль или самолет, то есть на стапеле собирался остов, собирались шпангоуты, на них накатывалась сталь», — рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Все что угодно может стать искусством, даже обычный забор. Главное, с какой стороны посмотреть. На этот просто заборище — исключительно под углом. И название инсталляции говорит само за себя — «Пьяный забор».
Вокруг покосившегося 20-метрового забора странная процессия. Каждый персонаж как символ. Чего именно — зрители должны понять для себя сами, настоящее искусство редко дает готовые ответы.
«Конечно же, в этом есть не только пьяный забор, но и ощущение дистанции, что-то грешное и что-то такое тоскливое, такое все наше близкое и в тоже время далекое», — говорит участница фестиваля Анастасия Аникина.
Художник Владимир Наседкин считает свой забор средоточием всех преград и барьеров. Мы боимся их сломать. Хотя, возможно, надо просто обойти.
«Преграда между каждым из нас, между нами и миром, которую необходимо каждому из нас преодолевать. Это происходит на протяжение всей жизни», — говорит почетный член Российской академии художеств Владимир Наседкин.
А этот арт-объект такой огромный, что в нем и правда можно потеряться. Зато как приятно после этого найтись. Сотни подвешенных стволов образуют собой лес в лесе — таинственную «Непроходимую чащу».
Стройные капеллы из веток как собственные святилища десятков художников и архитекторов. Именно в этом арт-объекте личное становится достоянием каждого. Кто-то поместил в пирамиду маленький мир, свою комнатку. Кто-то — истлевшую игрушку. А кто-то приглашает просто посидеть на мраморе и ощутить, что даже камень может быть живым и теплым.
«Дачная бочка, которая у всех стоит на даче, в которой всегда плавает что-то таинственное и куда всем интересно заглянуть. Мы придумали эту бочку закопать в землю, чтобы человек мог подойти, посмотреть, заглянуть, как сквозь портал, и увидеть, может, свое детство, свою жизнь, о чем-то подумать», — сказал архитектор Петр Советников.
Заглянуть в себя или узнать что-то о других, созерцать и задавать вопросы. «Архстояние» вовлекает зрителя в путешествие по километрам неизведанных территорий. И такое путешествие тоже своего рода акт искусства.