130 лет исполнилось со дня рождения Михаила Булгакова
Автор бессмертных произведений «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», «Собачье сердце». И пьесы «Иван Васильевич», которая легла в основу легендарной комедии Гайдая. Казалось бы, десятки лет исследований творчества и личности писателя, но всякий раз находятся факты, которые раскрывают автора, его героев и деталей их быта с неожиданной стороны.
Булгаков трамваи терпеть не мог. Именно этот «ревущий» гигант запускает маховик бед в «Мастере и Маргарите». Экскурсионный автобус явно под влиянием.
– Здесь погибает Берлиоз. Не безопасное место, давайте быстрее, нам там уже сигналят, – говорит Алексей Беклемышев, экскурсовод.
Ту самую скамью, где впервые повстречают князя Тьмы Берлиоз и Бездомный, стоит искать по левой стороне: они сидели лицом к Патриаршим, солнце садилось в воду.
Исторические стены МХАТ – самый счастливый период для писателя: театральный успех. Рисунок того времени, в центре шумной компании Булгаков. В модном костюме. Спектакли по произведениям писателя идут с аншлагом. По легенде на «Дни Турбиных» Сталин приезжал 16 раз.
– Автомобиль вот сюда въезжал, и тут прямо есть вход в ложу, – показывает Игорь Золотовицкий, заместитель художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова, заслуженный артист России.
– Ее так и называли?
– Сталинская ложа.
Роман «Белая гвардия» быстро попал во Францию, Германию, Булгаков с мировой славой. Самый успешный драматург внезапно становится изгоем. Все пьесы запрещают. В доме Булгакова обыски. Рукопись «Собачьего сердце», пометка писателя: изъятый и возвращенный экземпляр.
– По этой улице шел профессор Преображенский. Там, с правой стороны был магазин колбасы и оттуда с краковской колбасой приманил Шарикова, – рассказывает Ирина Горпенко-Мягкова, булгаковед.
Не дядя Булгакова жил в этом доме, а два дяди, и оба врачи. Они и стали прообразом профессора Преображенского. Здесь все спрашивали у Миши, когда же он вернется к благородной профессии доктора. Педантичность медика в почерке. Ровный, без помарок. Если что-то в тексте не устраивало, он просто начинал писать заново. Такая щепетильность дала шанс восстановить первую редакцию «Мастера и Маргариты», сожженную в буржуйке. «Рукописи не горят». Воспоминания о том дне записаны со слов супруги, Елены Булгаковой. Он диктовал ей письмо правительству, в котором просил отпустить его за границу.
– Булгаков продиктовал мне фразу, и я сам, своими руками, бросил в печку рукопись романа о дьяволе, остановил диктовку и сказал, ну если это написано, это должно быть и сделано, и на моих глазах стал тетрадку рвать и бросать в буржуйку, – рассказывает Мариэтта Чудакова, литературовед.
Мариэтта Чудакова – человек-легенда. Одной из первых тайно читала рукопись романа, задолго до печати, по крупицам собирала биографию писателя из рассказов близких ему людей. Это Чудакова восстановила первую сожженную версию. Два года кропотливой работы и сенсационное открытие: частотный словарь: «У него огромная повторяемость многих слов. Кажется, не может быть, он такой разный. А знаете, у нас в алфавите тоже букв не много, а из них и "Мертвые души", и "Мастер и Маргарита" получаются».
– Кажется, творчество Булгакова исследовано досконально, но чем важнее тема, тем жарче споры вокруг. Считается, что Воланд наблюдает за горящей Москвой с крыши здания, плоская каменная терраса в описании Булгакова. Но в более ранней редакции всего их восемь, у меня в руках третья, детальное описание, из которого следует, что это совсем другое место. Скорее всего, это балкон, на который можно было выйти из бывшего читального зала, – показывает Яна Подзюбан, корреспондент Первого канала.
В этом мистика Булгакова. Когда в бытовых деталях, по реальным конкретным адресам заселяется фантастическое. Стирается грань, что есть истина, а что вымысел. И со временем, как и подобает классике, эффект только усиливается.
И сегодня на Первом канале день Булгакова, к 130-летию писателя в 13:13 премьера документального фильма «Полет Маргариты», а сразу после, в 14 часов смотрим «Собачье сердце».