Владимир Зеленский съездил в Донбасс после телефонного звонка от Джо Байдена
Украина на этой неделе показала самую высокую в Европе суточную смертность от коронавируса. 430 пациентов — больше, чем во Франции и Италии, но надо добавить: в обеих этих странах население больше, а, значит, доля умерших на каждый миллион украинцев выше. В полтора-два раза, подсчитало издание «Страна.ua», и по его же данным — на Украине самое низкое количество тестов на миллион жителей. Мало тестов, значит, мало выявляется COVIDа, значит, как дела на самом деле можно только гадать.
И что президент Зеленский? У него переговоры в Стамбуле с президентом Турции. Как итог — совместное заявление в поддержку украинского членства в НАТО. Прямо в ближайшем будущем. Ну, скоро 30 лет отношениям Киева с альянсом, а воз и ныне там. Зато на днях семь лет с начала украинскими силовиками войны в Донбассе. Зеленский съездил туда после звонка от Джо Байдена. Совпадение бросилось в глаза многим, как и общий фон для этого совпадения.
Донецкая область, поселок Александровское. Похороны пятилетнего Влада Шихова. Мальчик выбежал во двор своего дома с игрушками, в этот момент, как уверяют жители Александровского, раздался взрыв, а снаряд был запущен с украинского беспилотника. В тот день было 14 обстрелов Донбасса, произведенных из крупнокалиберных орудий, такого не происходило с лета прошлого года. Стреляли не вслепую.
«Каждый день происходят обстрелы территории республики из запрещенного Минскими соглашениями вооружения. Это минометы калибром 120, 82 миллиметра. Обстреливаются жилые кварталы населенных пунктов. Был обстрелян населенный пункт Васильевка, повреждена ЛЭП, без электричества осталась насосная станция, которая питает водой жителей Донбасса», — сообщил пресс-секретарь военного командования ДНР Эдуард Басурин.
Были зафиксированы объективные данные, которые свидетельствовали о возможном начале наступления украинских силовиков. Кадры сняты под Полтавой — состав с самоходными установками движется на восток — туда же, через Днепропетровск, направляются платформы с танками, а это — транспортировка военной техники в Харькове. К линии разграничения, по данным разведки ДНР, были направлены и самые мотивированные боевики — неонацисты из числа сторонников «Правого сектора» и подобных организаций.
В подтверждение это видео обнародовал первый заместитель министра информации республики Даниил Безсонов. Видно, что над одним из домов над подконтрольной ВСУ территории развевается красно-черный флаг с нацистской свастикой. Ничего нового — с такими флагами украинские неонацисты любят позировать. К крайне непопулярной на Украине идее о необходимости возобновления военных действий украинцев начинает готовить и «информационный спецназ». Леонид Кравчук, между прочим, представитель «контактной группы по урегулированию ситуации на Донбассе», заявляет что он начистил свой пистолет, что готовится отстреливаться от вражеских парашютистов.
Почин «неуспешного переговорщика» поддержал Олег Ляшко, которого до 2019 года называли главным шоуменом в украинской политике. Он уже подготовил свой небольшой партизанский отряд.
«Леонид Макарович сказал, что его оружие начищено, и скажу мое тоже начищено, и не один ствол, это будет партизанская война», — сказал Олег Ляшко.
Владимиру Зеленскому, который до президентства, во время своей работы шоуменом, активно интересующимся политикой, «за гранью фола» высмеивал Ляшко за нелепое позерство в стиле а-ля патриотизм, в этот раз выпала задача гораздо более сложная. Он взялся объяснять, что же происходит в Донбассе, для чего отправился туда лично, прихватив запас медалей и наградных часов.
«Власть не прячется в кабинетах, а находится там, где действительно сложно», — сказал Владимир Зеленский.
Предыдущий визит Зеленского к линии противостояния обернулся для него большим скандалом. Осенью 2019 года он еще пытался выглядеть миротворцем, каким предстал во время предвыборного противостояния с «партией войны» Петра Порошенко. Он решил, что главнокомандующий должен лично уговорить своих подчиненных оставить захваченные ими позиции в так называемой «серой зоне», чтобы произошло разведение сторон и не было поводов для постоянных перестрелок. Уговоры происходили в формате «бандитской стрелки», с соответствующей аргументацией.
«Мне 42 год. Я ж не лох, я тебе пришел и сказал: оружие уберите, а ты не переводи на акции. Пацаны, уберите оружие. Я сказал: вывезете оружие!»
С того дня жаргонизм «лох», на воровском сленге обозначающий слабака, потенциальную жертву, противники Зеленского используют активно. Во время недавней акции неонацистов возле здания офиса президента Украины, когда были разбиты двери и разрисован фасад, это слово, среди прочих ругательных, фигурировало часто. Да ладно бы только это слово, матерные оскорбления и угрозы в адрес главнокомандующего стали нормой для так называемых «уличных активистов». Народный депутат Федына с подружкой блогером-волонтером Марусей Зверобой вот таким образом принялись корректировать политику Зеленского в Донбассе.
Судя по тому, что радикалы при Зеленском вернулись на улицы и чувствуют себя там хозяевами, угрозы подействовали, а эту вот Зверобой стали называть «нештатным советником офиса президента Украины». И вот уже Зеленский в Донбассе рассказывает: не украинские силовики, мол, устраивают провокации с обстрелами, они, якобы, только обороняются.
«Когда бьют по нашим бойцам и есть погибшие и понимаешь, что соответствующим образом армия отвечает, четверо наших военных было убито оккупантами и еще двое было ранено. То есть шесть людей, один военный подорвался на мине», — сказал Зеленский.
Он собственно и сам не скрывает, что Минские договоренности соблюдать не собирается. Переписать их «под себя» тоже не удается, этот документ одобрен на уровне ООН.
«В Минских соглашениях есть отведения еще и те, которых мы не можем себе позволить. Что мне с ними делать? Я не могу себе этого позволить. А там подписано. Я, знаете, как Ван Дам — в таком конкретном шпагате нахожусь, было бы три ноги, на три б меня посадить. Поэтому я делаю, что могу в этих рамках», — сказал Владимир Зеленский.
Метафора «шпагат на три ноги» президенту-шутнику определенно удалась. Ее, эту виртуальную «третью ногу», для уникального шпагата Зеленского подготовили загодя. «Это нога у кого надо», как говорилось в фильме «Берегись автомобиля».
«Продолжение ситуации «ни мира не войны», в этом заинтересованы вашингтонские кураторы украинского руководства. Они заинтересованы, чтобы не исчерпалась возможность напрягать отношения России с Европой. Потому что если там прекращается война, находится какой-то компромисс, то это неизбежно приведет к тому, что будут сняты санкции, прежде всего, европейские», — пояснил политолог Михаил Погребинский.
Обострение на востоке — это такой сигнал новому американскому президенту Байдену — если что, мол, то я готов к чему угодно.
«Цыпленок тоже хочет жить. А у киевского цыпленка есть желание продемонстрировать свою актуальность, свою полезность. И это они могут сделать, в основном, через борьбу с Россией. Противостояние тому, чего они называют российской агрессией. И поэтому люди выслуживаются, и когда люди выслуживаются, они, знаете, часто идут дальше, чем начальник от них требует», — отмечает политолог Дмитрий Саймс.
В условиях стремительного падения популярности Зеленского, не способного вести дело к миру, проводить реальные экономические реформы и организовать противодействие пандемии COVID-19, его команда решила выбрать линию на подавление той части оппозиции, которая отбирает у него электорат. Отсюда — закрытие трех оппозиционных телеканалов, бессудные санкции в отношении граждан Украины, попытка заставить уволить судей Конституционного суда. «Совет национальной безопасности и обороны» превращен в ревтрибунал, действует на свое усмотрение, игнорируя законы.
«То есть просто на тебя указали перстом, и у тебя заблокировали бизнес твой, заблокировали счета, все. Если бы кому-то пришло в голову, что он будет использовать нацкорпус, неонацистов для подавление оппозиции, отправлять их, чтобы они нападали на оппозицию, забивали, там, людей, реально буквально забивали, ну, конечно, за него никто не проголосовал бы», — говорит блогер Анатолий Шарий.
Популярный на Украине журналист и блогер Анатолий Шарий в большую политику пришел практически одновременно с Зеленским. У него есть своя партия, которая представлена в нескольких горсоветах. И поскольку его электорат — молодые интеллектуалы, русскоязычные украинцы, он стал одной из жертв — Шарию предъявлены обвинения, по которым максимальное наказание — 15 лет заключения, хотя он всего-навсего публично говорит о том, что совпадает со мнением как минимум половины граждан Украины: о необходимости защиты прав русскоязычных, о том что на востоке страны гражданская война.
«Он потерял свой электорат 73%, которыми так сильно гордился. Их нету уже, все. Свой собственный электорат он загнал опять под лавку, поставил над ними цербером нацистов. Ну, я говорю прямо, да, это неонацисты. Это не националисты, не ультраправые, это просто неонацисты. Нацкорпус, который активно работает сейчас с офисом президента, конкретно с Зеленским», — заявил Анатолий Шарий.
Метаморфоза украинского президента серьезных экспертов не удивляет. Та самая виртуальная «третья нога в шпагате» остается сейчас его единственной опорой.
«Мне кажется, что президент Зеленский самостоятельно, хотя и под давлением, но добровольно принял решение, что он будет сидеть на штыках НАТО, что это будет его основной инструмент не только правления, не только внешней политики, но и поддержание его легитимности. Так вот что сказал про штыки Наполеон, который со штыками был знаком очень хорошо, и, мягко говоря, был склонен их использовать во многих ситуациях. Он сказал: «Штыки могут достигнуть многого, сидеть на них неудобно», — отмечает Дмитрий Саймс.
В образе Наполеона, кстати, Зеленский ведь и стал широко известным публике — сыграл его в комедии.
С Зеленским, вероятно, произошло то, что еще называется «профессиональная деформация» — актер просто перепутал жанр, в котором играет. Рассчитывать на реальные натовские штыки у Зеленского ничуть не больше оснований, чем в 2008 году оснований было у Саакашвили, который, будучи в статусе советника Зеленского мог бы и поделиться со своим нынешним боссом воспоминаниями о вкусе пожеванного галстука.
Наполеоновские амбиции вовсе не означают, что их носитель здраво себя оценивает. Изображать политику это совсем не то же самое, что делать ее.