Украинские военные стянули сил и техники достаточно для возобновления полномасштабных боев
Около двух часов назад из Донецка сообщили: один из пригородов обстрелян украинскими силовиками из минометов. Источник не уточнил, какие были последствия, но похожие новости приходят почти каждый день в последнее время.
Линия соприкосновения все больше напоминает линию напряженности, и как раз 7 апреля по этому поводу была срочная видеоконференция Контактной группы.
Только что стало известно: результатов нет. Предложения народных республик заблокированы Киевом. Следующая встреча через неделю. Это правильно. Общаться надо. Но меньше бы для этого таких поводов, как далее в репортаже.
Эти кадры очевидцы сняли под Полтавой. Состав с самоходными артиллерийскими установками движется на восток страны. В том же направлении катятся и платформы с танками через Днепропетровск. А это уже Харьков. Грузовики — техника менее грозная, но ее много и она необходима для перевозки солдат. В конечном пункте назначения за этими перемещениями наблюдают с тревогой.
«То количество техники, которое стянуто к линии соприкосновения, личного состава у линии соприкосновения говорит, что Украина сейчас готова к возобновлению полномасштабных боевых действий», — говорит глава ДНР Денис Пушилин.
И здесь ключевое слово «полномасштабных», поскольку периодичность обстрелов со стороны Вооруженных сил Украины в последние недели только нарастает.
А ведь с июля прошлого года и до сих пор формально между Киевом и народными республиками действует режим прекращения огня. Причем в документе прямо говорится о том, что даже ответный огонь можно открывать исключительно по приказу высшего командования. Однако, судя по тому, как часто стала стрелять украинская армия, там такой приказ уже получили. Заодно объявили сборы так называемых территориальных сил самообороны. Происходящее главнокомандующий Украинскими вооруженными силами объясняет военной обстановкой.
«Идет восьмой год, как продолжается агрессия Российской Федерации, и угроза открытого нападения никуда не делась с 2014 года», — заявил главнокомандующий ВСУ Руслан Хомчак.
Вот и пойми этих украинских руководителей: то они уже семь лет воюют с Россией, то только готовятся к угрозе нападения. Впрочем, искать логику в этих противоречивых заявлениях давно уже нет смысла. Логика совсем в другой плоскости.
«Зеленский хочет отвлечь людей от того, что растут тарифы, что экономика деградирует, что само государство деградирует, что падает рождаемость, что люди выезжают. Он хочет весь этот негатив каким-то образом нивелировать, сублимировать военные действия на востоке Украины, на Донбассе», — комментирует ситуацию политолог Богдан Безпалько.
Тревожным симптомом в этой связи стал и отказ украинской делегации приехать в Минск для переговоров по Донбассу. Очевидно, Зеленского больше вдохновил долгожданный телефонный разговор с Байденом.
«Мы подробно обсудили ситуацию на Донбассе. Президент Байден заверил меня, что Украина никогда не останется один на один против агрессии России», — заявил Владимир Зеленский.
Накануне же на сайте украинского президента появилось и сообщение о телефонном разговоре с генеральным секретарем НАТО. Зеленский называет альянс единственным путем к окончанию войны в Донбассе. Звучит, как будто армии Европы и США только и ждут сигнала, чтобы немедленно броситься на помощь киевскому режиму. Впрочем, за пределами Украины эти восторженные ожидания разделяют немногие.
Американское консервативное издание The National Interest проводит прямые параллели с событиями августа 2008 года в Грузии, когда президент Саакашвили отдал приказ о нападении на Южную Осетию в полной уверенности, что Россия оставит это без ответа.
The National Interest: «Саакашвили поверил, что в случае открытого столкновения между Москвой и Тбилиси НАТО вступит в военные действия с Россией… Когда после начала российского наступления Буш позвонил Саакашвили, грузинский президент начал призывать его не бросать в беде дружественную демократию. Буш заверил его, что Вашингтон привержен территориальной целостности Грузии, но обещать военную помощь не стал, что весьма примечательно».
Самому Саакашвили в итоге тогда только и оставалось, что жевать галстук. Он, конечно, мог бы поделиться опытом с Зеленским, тем более что тот назначил бывшего грузинского президента руководить реформами на Украине. Но Саакашвили сейчас не приглашают даже на телешоу, где о военной поддержке НАТО говорят исключительно как об уже решенном вопросе.
«Правильно реагируют наши западные партнеры, демонстрируя Российской Федерации, что Украина одна в этой войне не останется. У нас есть, кому помочь в этом противостоянии», — заявил министр по вопросам временно оккупированных территорий Украины Алексей Резников.
И на Западе продолжают культивировать эту убежденность. Все последние годы Украина используется лишь как удобный предлог для бесконечных антироссийских санкций и никаких причин для того, чтобы именно сейчас это отношение изменилось, нет.
«Основная проблема в том, что Украина и ее руководители прекрасно осознают, что они просто инструмент, торпеду направили, она взорвалась, принесла какой-то ущерб или незначительный, или масштабный, но она уже израсходована. А вот после этого тот, кто торпеду выпустил, будет договариваться с тем, против кого он эту торпеду выпускал. Судьба самой торпеды, кто на ней живет, кто в ней обитает, никого не интересует», — анализирует Богдан Безпалько.
Впрочем, пока еще не поздно отыграть назад, вернуть боевую технику и солдат в места постоянной дислокации и снова сесть за стол переговоров.