В Новой Третьяковке открылся фестиваль «Первозданная Россия»
Обойти все музейные залы — все равно, что совершить путешествие от Калининграда до Сахалина. Уникальная природа, очарование и величие самых разных ее обитателей — все это в экспозиции, где собраны работы более чем 200 фотографов. Многие из них непрофессионалы и ради того, чтобы поймать на фото тот самый момент, шли на риск.
«Это вулканы Камчатки. Фотография сделана с МКС. Посмотрите, какая красота!» — говорит куратор выставки, руководитель общероссийского фестиваля природы «Первозданная Россия» Тамара Пантелеева.
Дикая красота, какой ее можно увидеть только из космоса. А порой космос оказывается ближе, чем можно себе представить. Нужно только посмотреть под ноги.
«Это гриб тутовик. Вот снят в таком виде, как будто это Луна на небе», — показывает Тамара Пантелеева.
Что мы видим, зависит от того, как мы смотрим. Вот, например, русский север. Может быть таким — с искрящими закатами и звенящим воздухом, а может быть и таким.
Выставка в Третьяковке — это фотопутешествие по первозданной России. Страна от края до края здесь более чем в 400 снимков. Вот, например, речные косы Чукотки, а вот — нетронутое человеком плато Путорана — место, которое называют краем тысячи водопадов. Добраться сюда можно разве что на вертолете и то, если повезет с погодой. Аркадию Злочевскому повезло.
«Еще холодно, снег лежит, а вода уже начала таять, образуются ледопады! Это совершенно фантастическое место!» — делится эмоциями участник выставки, фотограф Аркадий Злочевский.
На выставке работы 230 авторов. И зачастую это не профессиональные фотографы. Но посмотрите на их снимки! Фото сделано московским врачом в прошлом году в отпуске на берегу Байкала с расстояния всего 15 метров.
«Внутри азарт, только азарт — я прекрасно понимала — это три прыжка для него, я все прекрасно понимала, но в этот момент я не думала об опасности», — рассказывает участница выставки, фотограф Светлана Горбатых.
Люди, у которых кадры действительно решают все. И если в поисках того самого нужно прожить три недели с орлом в гнезде орла — вперед!
«Надо забраться метров на 15-20, с помощью веревки, альпинистское снаряжение — и к нему! И буря там качает, ветер. Под дождем мы с ним сидим. Он в гнезде. Но у него с перышек все это скатывается, а у меня не так хорошо», — рассказывает участник выставки, фотограф Владимир Коваль.
Большая часть экспозиции в Третьяковке — это фото, сделанные в прошлом году во время самоизоляции. Когда привычный мир оказался на паузе, как будто в режиме замедленной съемки многим удалось рассмотреть мир вокруг. Фотограф Виктор Тяхт считает: на даче в Подмосковье снял орнитологическую сенсацию: как упал один поползень, и как его спас другой.
«Это два молодых поползня. Один сильно ударился. Нижний лежал, а тот его схватил и так начал трясти! Потом он его начал катать туда-сюда! Единственное, я пропустил — делал ли он искусственное дыхание. Он его щипал! Давал ему пощечины по-птичьи! И, действительно, он его оживил! Эту историю я орнитологам рассказал, и они говорят, для них это тоже было откровение. Такая реанимация, взаимопомощь в дикой природе существует», — рассказывает участник выставки, фотограф Виктор Тяхт.
А вот, что было в городах, пока мы сидели дома. Алтайские ласки бегали прямо по автодорогам, лисы во Владивостоке наблюдали за движением с обочины, московские лоси осваивали велосипедные дорожки. Все это — не постановочные кадры — остановленные мгновения в самой большой и красивой стране.