Самый мощный в мире нейтронный реактор запущен в Гатчине
День для этого идеальный — день науки в России сегодня. Владимир Путин поздравил ученых и принял участие в запуске реактора. Событие мирового уровня.
Зачем нейтроны людям? С Большого взрыва, когда Вселенная только зарождалась, строение вещества ведь не менялось, те же атомы. Нейтроны меньше их. А значит, картина мироздания становится глубже и тоньше с размерами в десятки миллионов раз меньше миллиметра. А размерами, собственно, чего? И тут начинается самое интересное. Российские ученые нашли в этом мире совершенно конкретные возможности, применимые именно в наше время.
Шаг за шагом, постепенно, российская наука вернула себе мировое первенство, почти утерянное в 90-е, когда научно-исследовательские институты либо закрывались, либо сдавали свои помещения коммерсантам. Сейчас, к счастью, все кардинально изменилось.
— В.Путин: Благодаря нашим ученым Россия занимает лидирующие позиции в мире (не скажу сейчас ничего неожиданного и нового, все мы об этом знаем) в создании вакцины от коронавируса. Более того, мы единственная страна, у которой уже есть три вакцины собственной отечественной разработки. Без всякого сомнения, это крупный научный успех. Но еще значимее то, что на этой основе мы смогли развернуть производство вакцины, организовать массовую вакцинацию. Тем самым благодаря совместным усилиям ученых, отечественных компаний, государства величайшим научным достижением могут воспользоваться граждане нашей страны и других стран мира.
Сегодня, в день науки, в самом научном мире важное событие — запуск на полную мощность ПИК-реактора в Гатчине под Санкт-Петербургом.
Реактор ПИК — это пучковый исследовательский корпусной. Самый мощный в мире реактор, генерирующий поток нейтронов. Мы уже рассказывали, когда установку только строили, что аналогов в мире не появится еще лет десять, если не больше, а мощности у установки так много, что ученым одной страны, нашей, России, ее хватит с избытком.
Если упрощенно, то это как мангал и шашлык. Себе одному можно быстро и без проблем пожарить мясо. Но куда девать оставшийся жар? Естественно, пригласить друзей. Пользуйтесь. В случае с реактором и физиками – исследуйте. Энергии хватит всем. И не только физикам, но и биологам, и ученым из других областей. Медицина, сельское хозяйство, генетика...
В авиационной промышленности благодаря нейтронным исследованиям ученые доказали, что часть соединений фюзеляжа самолета, делавшиеся раньше заклепками, можно заменить сварным швом.
«Это экономия на массе приблизительно 5%, а 5% — это огромная экономия в топливе и в эксплуатационных расходах, поэтому такие простые, казалось бы, вещи дают и смогут давать такие серьезные выходы, исследуя просто структуру этого вещества», — сказал заместитель директора ИИЯФ Владимир Воронин.
Надо сказать, что установка ПИК лишь одна из десятка новейших российских разработок, которой смогут пользоваться ученые всего мира. Причем, по меркам атомных электростанций, он имеет совсем небольшие размеры. Его реактор, или, как говорят атомщики, активная зона, всего около 50 литров, то есть чуть больше двух бутылей офисного кулера. Кстати, в качестве охладителя ПИК-реактора используется обычная вода.
Этот пикающий звук, постепенно выходящей на полную мощность установки, сопровождал весь разговор президента с учеными-атомщиками.
— М.Ковальчук: Мы открываем на самом деле очень важный год, потому что у нас подготовлена к физическому пуску установка мирового класса – термоядерный реактор «токамак». Дальше у нас подготовлена «Ника», которая двигается тоже к запуску. И в этом смысле у нас грядет масса событий. Хочу напомнить, что «токамак» – это такое же русское слово, как «спутник», которое сегодня на слуху и которое мы ввели в оборот.
— А.Лихачев: С учетом этих установок мы в середине 20-х годов фактически удовлетворим весь мировой спрос в нейтронных исследованиях.
При этом немаловажно, что сейчас российская наука, благодаря в том числе и поддержке государства, постепенно молодеет. Уходят в прошлое времена, когда научными разработками занималось исключительно старшее поколение.
— В.Путин: Согласно социологическим опросам, поддержать решение своих детей заниматься наукой готовы уже почти две трети родителей. Причем с 2016 года число таких семей увеличилось почти вдвое. Что касается самих молодых людей, то каждый десятый студент в стране, каждый десятый готов выбрать научную карьеру.
И выбирают. В сегодняшнем совещании приняли участие и лауреаты премии президента в области науки и инноваций для молодых ученых. Тех, кому до 35 лет. Их работы, действительно, носят прорывной характер. Евгений Хайдуков, например, по сути, разработал новый биоматериал, позволяющий замещать поврежденные ткани человеческого организма. Владимир Максименко смог впервые объяснить сложные когнитивные мыслительные процессы, совместив реакцию мозга с реакцией глаз.
«Для пилотов или для водителей, так как в приборы самолета можно без труда встроить устройство для трекинга глаз и оценивать концентрацию внимания», — рассказал Владимир Максименко.
Генетики и микробиологи в одном лице, Кирилл Антонец и Антон Нижников, приблизили науку к разработке методов лечения тяжелых наследственных заболеваний.
Это уже Анастасия Проскурина из Новосибирска, которая вместе с Евгенией Долговой, Екатериной Потер разработали инновационные препараты и методы лечения онкологических заболеваний.
— В.Путин: Дорогие друзья, от души всех вас поздравляю. Ваш пример, работа ваших коллег показывают, что у нас мощный кадровый потенциал для развития новых, перспективных направлений науки, для продолжения лучших традиций великих научных школ, созданных еще в дореволюционное и советское время.
Кстати, одна из награжденных президентской премией, Анастасия Проскурина, тут же, несмотря на праздничное настроение, все-таки не каждый день тебя отмечает глава государства, рассказала Владимиру Путину и о проблемах молодых ученых.
— А.Проскурина: Моя должность – старший научный сотрудник, и моя зарплата составляет 25 тысяч рублей. После того как Вы издали указ о повышении зарплат научным сотрудникам, это было почти три года назад, у нас сотрудникам было предложено перейти на полставки, чтобы отчитаться в повышении зарплат руководству. Обосновывали это тем, что указ был, а бюджет увеличен не был.
— В.Путин: Этот вопрос я сейчас, эту «шайбу», направлю министру Фалькову и министру Силуанову. За последнее время как мы увеличили средства на этом направление деятельности, Антон Германович?
— А.Силуанов: По Новосибирской области у нас информация о том, что ученым, по Вашему указу, обеспечена заработная плата на уровне двукратной по региону.
— В.Путин: Андрей Александрович, какой средний уровень заработной платы в Новосибирской области?
— А.Травников: Сейчас средний уровень заработной платы 39 тысяч.
— В.Путин: 39 тысяч – средний. Если 200 по среднему от региона, то у нее должно быть почти 80 тысяч. Да?
— А.Травников: Так точно. Это опять же в среднем по отрасли должно быть.
— В.Путин: 78 тысяч должно быть. «Где деньги, Зин»? Давайте вместе с Фальковым займитесь-ка этим делом, хорошо? Анастасия Сергеевна, если Вас будут за наш сегодняшний диалог как-то пытаться ущемлять, сразу позвоните в администрацию президента, и я с Вами переговорю по телефону, соединюсь.
Поднималась на совещании и тема ведомственной разобщенности. Наукой в стране так или иначе занимается и Минатом, и Минтранс, и Минздрав.
— Д.Медведев: У нас 37 программ в сфере науки и 53 главных распорядителя бюджетных средств. Это не означает, что другие распорядители как-то неправильно эти деньги расходуют, как-то неправильно ими распоряжаются. Но очевидно, что ведомственная принадлежность так или иначе мешает достижению результата
Что же касается дальнейшей научной деятельности в стране. Президент поручил подготовить указ, изменяющий механизм управления государственной научно-технической политикой, укрепив профильный президентский совет чиновниками с наивысшими уровнями доступа к секретности.
— В.Путин: Включить в его состав членов правительства и Совета Безопасности Российской Федерации. Имеется в виду и то обстоятельство, что по ряду направлений работы ведутся под грифом «секретно», «совершенно секретно», а иногда и под грифом особой важности. Поэтому здесь нам нужно создать такой коллектив, который будет допущен к любым работам, и тем самым существенно укрепить механизм принятия стратегических решений в сфере научно-технологического развития.
Современная наука, и это показала, в том числе, пусть и неудавшаяся, но попытка Запада по дискредитации нашей вакцины от коронавируса, к сожалению, находится и под влиянием политиков. Вот почему безопасность России на научном направлении должна быть в приоритете.