Президент обсудил с главой Минэкономразвития цены на социально значимые товары
Рост цен на продукты: эффективны ли принятые правительством меры и что еще можно сделать? Об этом шла речь на сегодняшней встрече президента и главы Минэкономразвития. Владимир Путин и Максим Решетников подробно обсудили последние данные по стране и ситуацию на мировом рынке продовольствия, она оказывает немалое влияние. Не обошли вниманием и другие ключевые показатели российской экономики, например, занятость населения.
Специальное соглашение между правительством, производителями и торговыми сетями об ограничении цен на социально значимые и самые востребованные продукты, в частности на сахар и подсолнечное масло, было подписано еще в середине декабря. Мера вынужденная. Резкий рост цен на социально значимые продукты питания мог чувствительно ударить по карману покупателей. Достигнутые же договоренности позволили этого избежать.
«Я знаю, что министерство озаботилось этим, активно занимается. Изначально говорили о том, что, безусловно, это все должно в рамках рыночных процедур происходить и рыночными инструментами осуществляться, без всякого административного давления. Хотелось бы на эту тему поговорить", — сказал Владимир Путин.
"Те индикативные цены, которые обозначили, в целом выполняются, налоговая служба это контролирует, Росстат подтверждает. У нас цены на сахар снизились от пиков середины декабря, цены на подсолнечное масло сейчас стабилизировались», — доложил Максим Решентников.
Рост цен на продукты питания — проблема, с которой столкнулись во всем мире. Коронавирусные ограничения привели к сокращению производства продовольствия. В итоге, всего за три последних месяца минувшего года цены на зерно, например, подскочили на 20%.
«Ситуация на мировом рынке продовольствия, к сожалению, усугубляется», — отметил Владимир Путин.
«Вы абсолютно правы, потому что, получается, несколько факторов одновременно. Во-первых, все страны-импортеры, крупнейшие страны мира, они усилили закупки продовольствия в свои резервы. С другой стороны, по ряду регионов-производителей пришли неблагоприятные прогнозы по зерну. И, соответственно, поскольку мы сейчас одни из крупнейших экспортеров пшеницы, то все наши решения тоже влияют на рынок», — пояснил Максим Решетников.
То, что российские экспортеры увидели в сложившейся ситуации возможность дополнительно заработать, неудивительно. Однако, в то же время, бесконтрольная распродажа грозила опустошением отечественных резервов. Чтобы не допустить этого, в правительстве ввели ограничения на экспорт. С 1 марта пошлина на зерно вырастет вдвое. Но и этот тариф можно назвать льготным, учитывая, что он распространяется лишь на 17,5 миллионов тонн. Все, что сверх того, будет продаваться с дополнительной наценкой. Так, при цене 220 евро за тонну сейчас, экспортерам придется заплатить пошлину не менее 100 евро. С такими ограничениями продавать за границу невыгодно, то есть зерно останется в России. Но в то же время появляются другие риски.
«Мы действительно заняли очень значимые позиции с точки зрения экспортера. И мы смотрим, чтобы все-таки дать возможность экспортерам выполнить контракты, чтобы не подвести, чтобы они не подвели контрагентов, иначе наше место на мировых рынках кто-то займет, тяжело будет возвращаться. Главная идея — за счет средств, которые мы получим с внешних рынков, вернуть их в виде дополнительных инвестиций в наше сельское хозяйство», — сказал министр экономического развития.
«Хорошо. Но, в конечном итоге, потребитель внутри страны должен почувствовать, что все усилия правительства в этой сфере дают для наших граждан ожидаемые результаты», — отметил президент.
До 1 марта в правительстве будет разработан механизм перечисления дополнительных бюджетных доходов от экспорта продовольствия российским сельхозпроизводителями в виде субсидий на увеличение посевных площадей и развитие переработки. Хотя и без того российские аграрии в прошлом году показали высокие результаты, несмотря даже на серьезные экономические трудности в условиях пандемии. Впрочем, не они одни. Мрачные прогнозы по экономике в целом не оправдались.
Максим Решетников: «Мы видим, что мы прошли действительно этот год ощутимо лучше, чем другие крупнейшие экономики».
Владимир Путин: «В Европе сколько падение? Свыше 7%, да?»
Максим Решетников: «Да. Сейчас по разным экономикам они уточняются. Есть крупные страны по 9%, Германия поменьше, 5%. Но мы на фоне всех стран выглядим очень и очень убедительно».
Владимир Путин: «То есть у нас, по сути, ситуация лучше, чем практически во всех странах Евросоюза, и лучше, чем в Штатах».
Максим Решетников: «Да. И это напрямую связано, почему мы так об этом говорим, — потому что это напрямую связано с теми мерами, которые были приняты».
Владимир Путин: «Конечно».
Множество принятых решений можно объединить одной формулой: при падении доходов бюджетные расходы выросли. Программы, в том числе, позволили сохранить десятки тысяч рабочих мест.
«Вы недавно на одном из совещаний докладывали о том, что у нас показатели по безработице оказались лучше, чем даже ожидали, по итогам 2020 года. Как сейчас ситуация на рынке труда складывается?» — поинтересовался президент.
«У нас в августе пик безработицы был 6,4%. Мы с этой высшей точки сейчас спустились до уровня 5,9%. У нас пока текущая оценка, конечно, отрицательная по реальным денежным доходам населения — минус 3,5%, но это за счет сокращения предпринимательских доходов, доходов по депозитам и неформальной занятости», — сообщил Максим Решетников.
«И самозанятые — сектор, пострадавший прежде всего от пандемии», — отметил Владимир Путин.
«Да, вот эти пострадавшие отрасли. Вы дали поручение еще раз посмотреть ситуацию, дополнительные меры, но не затягивать», — сказал министр.
«Да, не затягивайте это, потому что это тоже очень важный момент. Тоже люди должны понимать перспективу, что будет в ближайшее время, что им спишут, что не спишут, есть ли какие-то другие способы их поддержать и на что правительство готово пойти в этой связи», — подчеркнул президент.
Ну а пока же предлагается расширить уже доказавшую свою эффективность программу поддержки занятости. Речь идет примерно о 200 тысячах рабочих мест.