В США 17 ветеранов Второй мировой награждены медалями Ушакова
В США имена и фотографии ветеранов северных конвоев вновь на первых полосах газет. 17 героев, которые прошли «дорогой смерти» через суровую Арктику, награждены медалями Ушакова. Указ подписал Владимир Путин. Миссия исторической важности, доставить в СССР оружие, продовольствие, лекарства, технику. Под снарядами бомбардировщиков, в окружении вражеских субмарин, под натиском волн высотой в тридцать метров, подвиги на пределе человеческих возможностей. Выжить и сохранить надежду помогала любовь.
В свои 99 Раймонд Вейганд впервые попал на обложку районной газеты. В статье о первой для американского ветерана российской медали за личное мужество и отвагу. Ее вместе с указом о награждении, подписанным Владимиром Путиным, прислали по почте.
– Я был очень удивлен, когда увидел посылку. Мне 99, и, вероятно, мне очень повезло. Почти никого из моих сослуживцев не осталось в живых, но эта медаль и их тоже, – делится ветеран Раймонд Вейганд.
В 43-м Раймонд впервые оказался в Арктике, сопровождал конвои со стратегическим для фронта грузом в Мурманск и Архангельск. Все, в чем так нуждалась красная армия, от танков до медикаментов, из США везли самым коротким и самым опасным маршрутом. По пути в советские порты судам приходилось огибать побережье оккупированной Гитлером Норвегии. Этот путь моряки прозвали «дорогой смерти». Конвои подстерегали бомбардировщики Люфтваффе, один из крупнейших в мире линкоров, «Тирпитц» и субмарины.
Стаи немецких подводных лодок охотились по всей Атлантике. И нападали на американские суда уже в точке старта, здесь, у восточного побережья США. Первую вражескую субмарину американцы уничтожили в апреле 42-го. К тому моменту немцы потопили почти четыре десятка кораблей.
Самые большие потери понес конвой под кодовым названием PQ17. Британское адмиралтейство, оно обеспечивало охрану грузов, так опасалось немецких атак, что приказало боевым кораблям сопровождения покинуть конвой. Судам, которые стали удобными мишенями для врага, пришлось самостоятельно добираться до советских берегов.
– Никто не мог поверить, что нас бросили. Четыре корабля, и наш в их числе, на свой страх и риск пошли на север, пока не уткнулись в арктические льды. Капитан приказал нам выкрасить все судна белой краской, так мы маскировались. Мы зарядили пушки танков и приготовились к бою, – вспоминает ветеран Джеймс Норт.
Медаль Джеймсу Норту за человеческий подвиг. Ведь моряки не повернули назад. Говорит, мысли о супруге Лорин, с которой они вместе уже 70 лет, помогали не сойти с ума под постоянными бомбардировками.
– На дне оказалось столько вооружений, что если бы их собрать в одном месте, этого было бы достаточно для проведения стратегической операции, – рассказывает Владимир Соломонов, директор Фонда сохранения исторической памяти.
Из 35 судов до Архангельска дошли только 11. Опасным северным маршрутом грузы перевозили вплоть до конца войны. И стихия пугала моряков не меньше, чем враг.
– Представьте волны примерно 30 метров в высоту. Расстояние между гребнями примерно четыре грузовых судна. Корабль то летит вниз, как по американским горкам, то взмывает наверх. Его постоянно трясет. Брызги превращаются в лед и примерзают к лицу, – делится ветеран Хью Стефенс.
Северные конвои, по сути, первый вклад американцев в борьбу с фашизмом. Тем удивительнее, что в США о нем почти забыли.
– Многие американцы понятия не имеют, что мы отправляли конвои в Советский Союз во время Второй мировой. И это поражает. В России и Великобритании об этом знают намного больше, – говорит Билл Геру, писатель, журналист.
Из тысяч американцев-участников конвоев до наших дней дожили всего 16. Всем за 90. И все поражают жизнелюбием. Капитан Стефенс в свои 96 еще и преподает в вузе, обучает будущих моряков, сейчас, как и все, онлайн: «Мои студенты ненавидят сидеть дома из-за коронавируса. Говорят, это худшее наказание, какое мир мог придумать. Я говорю, слушайте, в вашем возрасте я мерз в океане под постоянными обстрелами. А вас всего лишь просят носить маски и оставаться дома. Не смешите меня».
Торжественную церемонию награждения медалями пришлось отменить. Ветераны из-за пандемии уже полгода почти не выходят из дома. Но не падают духом. Говорят, выжившим на «дороге смерти», грех жаловаться в мирное время.