Параметры финансового плана и инвестпрограммы РЖД обсудили на совещании у президента
Компания «Российские железные дороги» — одна из крупнейших работодателей и уникальная инфраструктура. Она, как кровеносная система, пронизывает всю страну. Соединяет Европу и Азию магистралями, продолжается региональными дорогами и путями местного значения. 85 тысяч километров полотна — хватило бы опоясать земной шар дважды. Задачи стратегических масштабов обсуждали сегодня на большом совещании у Владимира Путина
Железнодорожный хаб где-то на востоке страны. Свободных путей нет, но дополнительные уже укладывают. Стройка гигантская — начинается в глуши между Красноярском и озером Байкал, а заканчивается у самого Тихого океана. С 2013 года здесь расширяют БАМ и восточный отрезок Транссиба, которые вместе называются Восточным полигоном.
— В.Путин: На ближайшие годы намечен кратный рост инвестиций в развитие Восточного полигона. Сегодня это, безусловно, один из ключевых участков, над которым мы должны работать. Это узкое место наших железных дорог. Все, кто сегодня присутствуют на совещании, это хорошо понимают. Надо вывозить товар, вывозить на перспективные азиатские рынки. Средства здесь запланированы большие.
В проект уже инвестировано 400 млрд рублей. На эти деньги модернизированы более пяти тысяч километров путей, построено еще около 700 километров новых железных дорог. Созданы или приведены в порядок десятки станций. В результате грузопоток на Дальний Восток в этом году составит почти 125 млн тонн, что вдвое превышает цифры 2012-го — последнего года до начала модернизации. Следующая амбициозная цель — перевезти 210 млн тонн грузов в 2025-м.
— В.Путин: Хочу отметить, пропускная способность железных дорог – это тот ресурс, который необходим для сотен, тысяч российских предприятий, все мы это хорошо понимаем. С расчетом на четко предсказуемое развитие транспортной инфраструктуры вся экономика, по сути, формирует собственные инвестиционные проекты, предприятия формируют собственные инвестпроекты, планируют расширение бизнеса, прием новых сотрудников.
На развитие Восточного полигона РЖД нужны дополнительные средства. Приличные деньги компания может заработать на продаже своих непрофильных активов, в том числе клиник. Но в некоторых городах больницы РЖД — главные медучреждения, так что президент призывает действовать осторожно. Ну а если придется брать взаймы, то не слишком много.
— В.Путин: Необходимо избежать чрезмерной долговой нагрузки компании. Этим летом «Российские железные дороги» выпустили новый инструмент для нашего рынка ценных бумаг — так называемые вечные облигации. Это поддержало инвестпрограмму компании в текущем году, обеспечило ее необходимыми ресурсами. Но надо не забывать, что выплачиваются соответствующие деньги по этим облигациям. Сколько там сейчас, Олег Валентинович [Белозеров] скажет, по-моему, до 28 миллиардов планируется.
Таков размер дивидендов, которые РЖД выплачивает держателям облигаций. Компания подготовила целую инвестпрограмму. По поручению президента развивается транзит грузов. В этом году РЖД начинает брать заказы у Японии. Первый состав с товарами из Страны восходящего солнца ушел из Владивостока в Европу 18 ноября. По морю дорога занимает 50 дней, по железной дороге получается практически в два раза быстрее. Крупные проекты у РЖД не только на Востоке. Модернизируется Центральный транспортный узел, строятся подходы к портам Азовского и Черного морей.
— В.Путин: Эти проекты носят, безусловно, стратегический характер, имеют долгосрочный комплексный эффект как для отдельных регионов и территорий, так и для всей страны. В том числе они дают загрузку строительных мощностей, обеспечивают заказами отечественных поставщиков и подрядчиков, позволяют создать новые качественные рабочие места.
В этой связи Владимир Путин обращает особое внимание на состояние инфраструктуры РЖД в целом.
— В.Путин: Я знаю, что количество железнодорожного хозяйства, требующего ремонта, сокращается, но все-таки оно еще не достигло уровня, по-моему, даже 2015 года, поэтому есть над чем работать.
В том числе над комфортом пассажиров. Вот, например, как будет выглядеть обновленный плацкартный вагон. Он чуть шире и длиннее стандартного, но главные изменения внутри — здесь предусмотрены душевые и кухня. А еще индивидуальные шторки, светильники, воздуховоды и розетки. Правда, раньше второй половины 2021-го на такие вагоны рассчитывать не стоит.
Ближайшие планы РЖД связаны с Новым годом. На случай, если накануне праздника россияне, несмотря ни на что, захотят отправиться в путешествия, перевозчик уже подготовил 700 дополнительных поездов, в которых, разумеется, будут приняты все традиционные антикоронавирусные меры.