В Молдавии готовятся ко второму туру президентских выборов
День без голосования сегодня в Молдавии. В минувшее воскресенье там начали, а в следующее рассчитывают закончить выборы президента. С первой попытки победить не удалось ни действующему главе государства Игорю Додону, ни оппозиционной ему Майе Санду, экс-премьеру и стороннице того, что называют европейским выбором.
При всем кажущемся безумии сравнения, результаты первого тура президентских выборов в Молдавии показали практически американскую модель разделения политических предпочтений. Но кроме прочего, существенное отличие в том, что смена хозяина Белого дома никогда не означает заметной перемены курса Соединенных Штатов, а вот жители солнечной некогда советской республики вполне могут через неделю с небольшим проснуться в другой стране. При том, что заявления прошедших во второй тур действующего президента Игоря Додона и бывшего премьера Майи Санду выглядят едва ли не одинаковыми, как и набранные проценты, 32 и 36.
– Я голосовал за развитие экономики, за политическую стабильность в республике Молдова, я голосовал за баланс в отношениях с нашими друзьями, с нашими зарубежными партнерами и я твердо убежден, что большинство граждан это поддерживают, – выступил Игорь Додон, президент Молдавии.
– Я голосовала за государство, которое создаст возможности для трудоустройства на хорошо оплачиваемой работе здесь, дома. За государство, которое улучшило бы условия жизни во всех регионах Республики Молдова, – говорит Майя Санду, председатель партии действия и солидарности, кандидат на пост президента Молдавии.
Впрочем, есть слова, а есть дела. И если президент Игорь Додон действенно демонстрирует стремление к экономическому сотрудничеству с Россией, то Майя Санду за несколько месяцев на посту премьер-министра не нашла возможности даже встретиться с коллегами из Москвы, при том, что всем очевидно, где рынок сбыта молдавской продукции.
Додон – частый гость на парадах в честь Победы в Великой Отечественной, а госпожа Санду вот так характеризует фигуру военного преступника, союзника Гитлера, румынского маршала Антонеску: «Историческая личность, о которой можно сказать и хорошее, и плохое».
Позже Майя Санду объясняла, что выразилась неточно, но вот что местные эксперты предлагают трактовать вполне однозначно, опираясь на факты.
– Она сейчас в предвыборную кампанию заявляет о том, что она будет уважать права русских, однако именно Майя Санду, находясь на посту министра образования, исключила русский язык из обязательных предметов обучения в молдавских школах, сделав русский язык иностранным языком. Я хочу напомнить о том, что минимум 60% населения Республики Молдова говорят на русском языке, и русский язык сохранил статус межнационального языка общения, – комментирует Александр Одинцов, депутат муниципального совета Кишинева, политолог.
Да и стиль общения с непризнанным Приднестровьем два противоборствующих лагеря тоже явно видят по-разному. Действующий президент старается поддерживать диалог, а вот однопартийцы Майи Санду открыто мешали жителям анклава, между прочим, с молдавскими паспортами приехать и отдать свой голос.
– Они препятствовали, открыто говорили о том, что нечего тут приднестровцам,сепаратистам влиять на нашу жизнь в Молдове, мы этого не позволим и так далее. Я абсолютно убежден, что вот такая же риторика, в том числе и политика, будет продолжена, если Майя Санду станет президентом, – считает Борис Шаповалов, политолог.
Политологи обращают внимание на еще одну тенденцию, голосование за пределами страны, в Европе, там, куда тысячи граждан Молдавии вынуждены уезжать на заработки.
– В первом туре за Санду голосовали люди, которые в большинстве, да, которые не живут в самой Молдавии, вот. Это мигранты, которые в Европе находятся на заработках. И там мы видели большой процент голосования за Санду. Ну, да, понятно, они туда встроены, вот, считают, что и всю страну надо через Румынию встроить, – поясняет Дмитрий Куликов, политолог.
Влияние соседней Румынии, политики в которой никогда не скрывали стремления географически прирасти территорией Молдавии, с каждым годом только сильнее. И в этом смысле новые выборы многие называют поворотным моментом в истории республики. Не случайно соперники сейчас говорят о том, как важен каждый голос.
– Второй тур президентских выборов в Молдавии – это действительно рубеж для этого государства. По сути, вопрос идет не о мифической евроинтеграции и расширении сотрудничества с Евразийским союзом, с Россией. Речь идет о возможной потере Молдавией своей государственности. Потому что те силы, которые говорят о евроинтеграции, они все равно внутри себя подразумевают интеграцию внутрь Румынии, – говорит Николай Стариков, публицист.
Впрочем, российские эксперты призывают все-таки помнить, выборы в Молдавии – это в общем-то не наше дело, да и официальная позиция страны всегда одна, Москва готова работать с тем, за кого отдадут голоса граждане республики, то есть уважает их выбор. К чему бы он в итоге ни привел.