История Алексея Навального развивается по знакомому сценарию
Политическое дежавю: опять «Новичок», опять обвинения в адрес России. История Алексея Навального развивается по знакомому сценарию. Немецкие военные токсикологи объявили: в организме Навального обнаружены следы отравляющего вещества. После этого канцлер Меркель сделала заявление, похожее на ультиматум.
Вопросов к специалистам в Германии масса. Однако на контакт они не идут.
Чуть более ста лет назад для начала большой войны хватило нескольких тихих выстрелов в Сараево. После убийства фанатиком австрийского эрцгерцога, Вена предъявила Сербии унизительный ультиматум. Сербия согласилась со всеми его условиями, кроме права представителей австрийского правительства вести расследование инцидента на своей территории. Австро-Венгрия обвинила Сербию в неискренности и объявила ей войну, что послужило толчком к началу Первой мировой. Век спустя в пассажирском самолете в небе над Сибирью популярному блогеру неожиданно стало плохо.
– Вообще я вам хочу сказать, что в старые времена вот на таких казус белли, да, возникали серьезные войны. Я надеюсь, что сегодня хватит здравого смысла и возможности коммуникации для того, чтобы не допустить подобных вещей. Но кому-то, очевидно, кажется, что было бы и неплохо, – говорит Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств.
Итак, только факты. После экстренной посадки самолета Алексей Навальный был доставлен в больницу города Омск. При поступлении пациента были взяты пробы для химико-токсикологических исследований. В первые шесть часов эти исследования были проведены сразу в трех независимых лабораториях экспертного класса. По итогам уже к 18 часам 20 августа диагноз острого отравления был окончательно снят. Никаких следов отравляющих веществ в организме Навального в Омске не обнаружено.
– К сожалению, за данный период, то есть практически за 12-14 дней, обращений за какими-то материалами со стороны немецких коллег не было. У нас достаточно обширный материал есть по состоянию здоровья пациента. За все 44 часа наблюдения было выполнено свыше 60 лабораторных исследований, порядка 20 инструментальных рентгенологических компьютерных исследований. Плюс были выполнены, естественно, экспертные исследования химико-токсикологического направления. Но немецкая сторона у нас не запрашивала эту информацию, – рассказал Александр Сабаев, главный токсиколог Омской области.
Сибирские врачи буквально вытащили Навального с того света перед тем, как передать его в руки немецких специалистов, прилетевших в Омск для транспортировки блогера в клинику в Берлин. С этого момента вся ответственность за жизнь и здоровье Навального целиком и полностью лежит на немцах.
– По прибытии пациента в немецкую клинику нам было отправлено письмо посредством электронной почты с благодарностью за проделанную работу и выражено желание к сотрудничеству со стороны немецкой клиники. Но, пожалуй, это было единственное письмо, оно было 23 августа, – продолжил Александр Сабаев, главный токсиколог Омской области.
То есть начавшиеся было контакты между российскими врачами, спасшими пациента в Омске, и немецкими медиками, отвечающими за его выздоровление в Берлине, по неизвестной причине были неожиданно прерваны. Заявление немецкого правительства, переполошившее весь мир о том, что Навальный был якобы отравлен «Новичком» любого здравомыслящего человека ставит в тупик.
Ведь в России тщательно хранятся все результаты всех тестов, никаких следов ядов в них нет. Нам не составит труда это доказать, принадлежность биоматериала Навальному установит любая экспертиза.
– Алексей Навальный стал жертвой преступления. Его хотели заставить замолчать, и я осуждаю это самым резким образом от имени всего правительства Германии. Мы ожидаем, что российское правительство объяснится по поводу этого инцидента. Сейчас есть очень серьезные вопросы, на которые может дать ответ только российское правительство, – выступила Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии.
Это уже похоже на ультиматум, а ультиматумы на немецком режут ухо. Вслед за канцлером Германии, глава немецкого МИД Хайко Маас требует от властей нашей страны провести расследование. Причем срочно. И это притом, что Берлин пока так и не предоставил никаких материалов, которые по ситуации с Алексеем Навальным, гражданином России, запросила Генеральная прокуратура. Ультимативный тон последних немецких заявлений прокомментировала официальный представитель нашего МИД Мария Захарова: «В последние дни мы слышим многочисленные заявления по линии правительства Германии с призывами к России начать расследование, не затягивать его, здесь нужно отметить, что, к сожалению, мы вынуждены констатировать, что это именно Берлин затягивает ответ, подготовку и передачу ответа по запросу Генеральной прокуратуры России. Он был направлен еще 27 августа. Но, к сожалению, мы не получили не только ответа на этот запрос о предоставлении всех имеющихся у Германии данных, лишь в прошедшую пятницу этот запрос был перенаправлен юридическому управлению Берлина, который не приступил к подготовке, как мы понимаем, ответа, а только будет вырабатывать позицию и анализировать, поэтому если Берлин о неком затягивании, то, конечно, мяч на их стороне. Вопрос остается открытым, не ведется ли двойная игра».
Еще раз: Навальный – российский гражданин, инцидент с ним произошел на территории России, к немцам вся эта история юридически не имеет никакого отношения.
В России идет доследственная проверка. Если у немцев появились какие-то доказательства злого умысла, логично было бы предоставить их русским следователям и лишь после этого попытаться вежливо задавать вопросы.
– С учетом появления в СМИ информации об обнаружении военными специалистами Германии в организме Навального следов яда сотрудники транспортной полиции проводят дополнительные проверочные мероприятия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего. Отрабатываются дополнительные версии произошедшего. Но повторюсь, без конкретных данных от немецкой стороны нам сложно работать по этой теме, а их нам не предоставляют, несмотря ни на какие запросы, – сообщил Сергей Потапов, врио начальника Следственного Управления на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу.
Со времен истории со Скрипалями мы уже привыкли к тому, что сколько бы на Западе ни говорили о наличии у них бесспорных доказательств нашей вины, никто и никогда этих доказательств не видел. Ровно так же ситуация развивается и сейчас.
– Но все, повторю, все это абсолютно напоминает, к сожалению, происходившие с Скрипалями и другие истории, когда Россия была голословно обвинена, а результаты расследования, которые в случае со Скрипалями проходили в Великобритании, остаются засекреченными, да и самих Скрипалей никто не видит, – говорит Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ.
Не менее странно то, что у обвиняющих сейчас Россию явно проблемы с логикой. Ну зачем нам давать возможность вывоза из страны человека, которому выезд вообще-то был закрыт, он фигурант уголовного дела? Если мы даже просто не уверены в том, что с ним случилось. Не говоря уж об отравлении. Но мы откликнулись на просьбу жены и оперативно устранили все формальности, Навальный в Берлине.
– Надо быть объективными, а объективная ситуация говорит о том, что ничего близко к боевым отравляющим веществам быть не могло по определению, потому что пострадал-то пациент в самолете, в замкнутом пространстве. И, чтобы пострадал только один человек, так не может быть, – рассуждает Игорь Молчанов, главный анестезиолог-реаниматолог Минздрава России.
Действительно, если речь идет о «Новичке», то где же сопутствующие жертвы? В самолете, в скорой, в омской больнице, в Германии, наконец? Даже из опыта провокации в Солсбери мы знаем, что без жертв не обходится. Где упакованные в костюмы химзащиты немецкие врачи? Где хотя бы симптомы отравления «Новичком» у самого Навального?
– Маленькая доза, которая была бы, сузила бы зрачки его, если бы это было фосфорное отравление. Под названием «миоз», это явление называется. Этого не отмечено было. Поэтому, я скажу так, на российской территории у него такого отравления не было. Что сейчас? Сами понимаете, это уже ответственность не наших ни медиков, ни токсикологов и так далее, – говорит Леонид Ринк, доктор химических наук, один из разработчиков «Новичка».
В попытке уйти от неприятных вопросов официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт невольно выдает себя. Недоказуемый и невероятно популярный на Западе «Новичок» нужен немцам для того, чтобы выпутаться из юридической ловушки. С появлением в этой истории боевых отравляющих веществ проблема Навального перестает быть немецкой и становится глобальной.
– Когда немецкое правительство планирует огласить результаты лаборатории вооруженных сил, чтобы подкрепить это заявление фактами?
– Я же вам объяснил, что в этой теме, а тема не двусторонняя, не германско-российская, а международная. Мы вывели эту тему на международный уровень, например, установив контакт с ОЗХО, – отвечает Штеффен Зайбер, официальный представитель правительства Германии.
– Во-первых, я спрашивал, когда правительство Германии собирается огласить результаты. Ответа мы не услышали. И второй вопрос: почему Германия не приняла предложение России сравнить результаты анализов, сделанных в России и в Германии?
– Вы слышали мой ответ. Мы вступили в контакт с ОЗХО и будем обсуждать с ней дальнейшие виды сотрудничества.
ОЗХО – организация по запрещению химического оружия. Проблема состояния здоровья российского блогера осознанно переводится в плоскость международной безопасности. Сам Навальный здесь уже не так важен. Отныне состоянием его здоровья займется НАТО. Экстренно созван совет блока. Странно, что в свое время альянс не проявил такой заинтересованности, когда на территории Турции, страны-члена НАТО, расчленили и растворили в кислоте гражданина США Хошоги, что на данный момент абсолютно доказано, ни воя, ни санкций, ни экстренных заседаний, но Навальный – это совсем другой случай, конечно.
– Правительство России должно в полной мере сотрудничать с Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО) в проведении беспристрастного международного расследования. Лица, виновные в этом нападении, должны быть привлечены к ответственности. Мы также призываем Россию обеспечить полное раскрытие информации о программе «Новичок» ОЗХО, – выступил Йенс Столтенберг, генеральный секретарь НАТО.
Такие заявления главы мощнейшего в мире военного альянса – это уже не шутки.
Вспоминается пробирка с белым порошком, которой потрясал в ООН американский госсекретарь Коллин Пауэл, настаивая на необходимости немедленного вторжения в Ирак. Страну разнесли в клочья, никакого оружия массового поражения там не нашли. Но с того момента именно с разговоров о химическом оружии начинались все последние крупные военные конфликты. В связи с событиями в Белоруссии обстановка у наших границ итак напряжена до предела. Премьер-министр Польши уже заявил, что Европа в России имеет дело с враждебным режимом и предложил сделать выводы. Интересно какие?
– Я вот всегда задаю вопрос. Почему определенные такие провокации, такие происшествия очень неприятные, которые действительно могут сорвать обстановку, всегда происходят в самый ненужный момент для западно-российских отношений. Скрипалей отравили в преддверии Чемпионата мира по футболу. Кому это было выгодно? Ну, России же точно нет. Сейчас решается вопрос, что будет с Белоруссией, успокоится там ситуация или нет? И вдруг, вот, одна бомба, один, один момент, который все это ставит под вопрос и может разрушить. И действительно, в такой ситуации ну, каждый детектив, который расследует это дело, должен себе задать вопрос, а кто выигрывает, – комментирует Александр Рар политолог.
Казалось бы, от всего произошедшего в выигрыше Белый дом. Любое, пусть даже потенциальное потепление в отношениях между Германией и Россией в США всегда воспринимали очень болезненно. Подрыв строительства второй ветки «Северного потока» был заявленной целью нынешней американкой администрации. Однако, на фоне постепенного нагнетания обстановки вокруг Навального, единственный вменяемый комментарий прозвучал, как ни странно, именно из уст Дональда Трампа: «Я не знаю точно, что произошло. Это трагично. Это ужасно, этого не должно было случиться. У нас пока нет никаких доказательств, но я посмотрю».
Проект «Навальный» расцвел в России во времена Обамы. За истекшие годы он, судя по всему, исчерпал свою полезность. Публичным политиком Навальный так и не стал, на лидера оппозиции не тянул с самого начала. Его скандалы, интриги и расследования не давали искомого результата, но стоили все дороже. Развитие России шло своим чередом, и блогер начал отставать, постепенно превращаясь в интернет-тролля и инструмент сведения личных счетов.
– Я вполне допускаю, что, так сказать, его убедили, и он был убежден, что это такой, знаешь, такая шпионская комбинация по эвакуации спецагента из страны, он действительно здесь поиздержался сильно, и в общем-то обязательства давили не только финансовые, насколько я понимаю, плюс он на, так сказать, безденежье влез достаточно в стремные истории с региональным бизнесом, где используя свои вот эти все возможности и свою известность как такого топ-блогера, влиятельного топ-блогера влез в неприятные истории, скажем так, а в глубине страны, особенно за Уралом, там в бизнесе нравы-то в общем-то еще 90-х годов, поэтому я думаю, что вполне возможно, он и хотел как-то эвакуироваться, и вполне вероятно, что его в этом убедили, – считает Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств.
Если это так, если Навальный сам того не понимая, позволил превратить себя в сакральную жертву борьбы западных спецслужб с Кремлем, то участь его не завидна. И сейчас многое будет зависеть от Берлина. Россия открыта к любым контактам и способна доказать, что если у Навального и найдены какие-то следы отравления, то эти следы могли появиться только на борту немецкого самолета или в самой Германии. И первыми, кто должен быть заинтересован в установлении истины, это сами немцы. Ведь с момента отрыва их самолета от взлетной полосы омского аэропорта жизнь и смерть личного гостя канцлера, за права и свободы которого они так яростно сражаются, целиком на их совести.