Впервые к работе помощником машиниста готовится приступить выпускница московского колледжа
Дорога, локомотив, девушка. Путевая романтика не чужда многим представительницам не такого уж и слабого пола. Но когда-то кому-то пришло в голову: машинист — не женская профессия, и пути в железнодорожную карьеру оказались перекрыты. Все меняется. София Дорофеева — первая выпускница Московского колледжа — уже готовится занять место помощника машиниста. А за ней на эти рельсы встанут и другие.
«Осторожно, двери закрываются, поезд отправляется». Слова, которые Софья Дорофеева теперь сможет говорить не в учебном классе. В московском колледже — такое впервые: неженская специальность, а диплом с отличием — в женских руках. Помощь машинисту разная нужна: следить за дорогой будет она, за скоростным режимом — она. Чинить поезд? Тоже она.
Это, конечно, тренажер. Но, например, ремонтировать автосцепку — устройство, которое соединяет вагоны, — ей уже приходилось. На настоящем поезде, во время практики.
Этот вес она берет с легкостью. К нештатным ситуациям, говорит, всегда готова. Причем не только на железной дороге. Она собиралась поступать в художественное училище. Но посмотрите на ее работы. Стилусом на планшете, карандашом на бумаге — электрички, поезда, поезда.
Во время съемок рядом с уже дипломированным помощником машиниста Софьей ее жених, машинист Александр.
А, например, во время Великой Отечественной и целое десятилетие после женщины управляли каждым третьим локомотивом. Были даже специальные «женские» составы.
«Ломался не дай бог этот углеподатчик, помощник машиниста, с кочегарами, начинали бросать в топку, чтобы паровоз доехал до ближайшей станции. В топку надо было бросать от 15 до 50 лопат угля ежеминутно, причем не абы как, а равномерно по всей топке. Это далеко не женский труд», — рассказывает сотрудник подразделения по сохранению исторического наследия Московской железной дороги Рустам Садретдинов.
О том, что не женское это дело — локомотивом управлять — медики заявили в конце 70-х. На курсы машинистов стали брать только мужчин. Но в современных поездах риски для здоровья минимизированы. И женщинам на них со следующего года снова — зеленый свет.
С 1 января она сможет приступить к работе. Это будет уже настоящий состав. И настоящая железная дорога.