Гигантский ракетный экраноплан готовится занять место в музее Дербента
В Дербенте на финишную прямую выходит уникальная операция. На берег из воды тянут единственный в мире гигантсткий ракетный экраноплан — знаменитый в прошлом убийца авианосцев. Амбициозный проект разрабатывали с середины 60-х, однако работы пришлось свернуть, долгие годы машина ржавела в доке. Теперь она — на пороге новой жизни.
Метр за метром техника буксирует многотонную машину из воды на берег. Стальные канаты натянуты словно струна. Инженеры выверяют каждый шаг, понимая, что ошибок быть не должно.
«Нужно завести хотя бы один резинотканевый понтон, оболочку под корпус объекта, это немного осложнено тем, что с берега не добраться, приходится работать в воде, то есть техника на берегу, а в воде люди, есть физический труд — он труднее, вот это обстоятельство и затрудняет нам работу», — объясняет директор компании по транспортировке Иван Беляев.
Многотонная машина словно сопротивляется, не желая покидать привычную для себя стихию — ночью рвется один из тросов. Но все же с первыми лучами солнца экраноплан появляется у береговой линии.
Самое сложное начнется на берегу. Когда судно нужно будет тащить по земле еще почти 200 метров до конечной точки. Его будут транспортировать с помощью воздушных подушек, подкладывая их под корпус и крылья экраноплана. Каждая из них способна выдержать нагрузку до 300 тонн.
Операция началась ближе к полуночи, когда экраноплан прибыл в Дербент. Дорога из Каспийска длиной больше 100 километров заняла 18 часов. Единственный и самый большой ударный экраноплан — ракетоносец простоял в доке больше 30 лет. Поэтому к путешествию его готовили несколько дней. И очень тщательно. Затем спустили на воду на специальных понтонах и проверили на герметичность. И уже после в сопровождении нескольких кораблей начали буксировку.
300-тонный экроноплан высотой с пятиэтажный дом транспортировали в нескольких километрах от берега, откуда его было хорошо видно. За необычной спецоперацией с берега наблюдали десятки жителей Дербента.
История создания экранопланов в нашей стране началась еще в 60-х годах. Первый и самый большой в мире экземпляр был создан в 1966 году. Именно он и послужил прототипом для создания ракетного экраноплана «Лунь», построенного в 1983 году. Параллельно в конструкторском бюро разрабатывались и другие модификации судна, транспортные и спасательные. Но в 90-х проект свернули, а единственный опытный экземпляр законсервировали. С тех пор «Лунь» так и стоял на причале Каспийского завода Дагдизель.
Военные прозвали «Лунь» «убийцей авианосцев» за оснащение противокарабельными ракетами. Экраноплан мог развивать скорость до 500 километров в час, а еще был незаметен для радаров. Однако неудачи на испытаниях, сложность пилотирования и другие недостатки поставили тогда крест на проекте. Теперь у этой уникальной машины начнется вторая жизнь. В парке «Патриот», строительство которого сейчас ведется в Дербенте.
«Место тоже готово, фундаменты подготовлены, место — это ось будущего парка, то есть нам надо сориентировать его точно там. Это будет очень интересный проект, началом этого проекта этот «Лунь» и является, он и будет центром притяжения этого парка», — отметил инженер Низамил Ламетов.
Каспийская флотилия, на чьем балансе и числился экраноплан уже передала его администрации Дербента. Открыть новый парк — с таким единственным в мире экспонатом планируют через два года.