После полной цифровой реставрации выходит в эфир легендарная киноэпопея «Освобождение»
Так вышло, что наше главное кино о войне, почти восемь часов грандиозной панорамы общего подвига и личной жертвы каждого бойца, снято от боли и гнева. Прошедший всю войну Юрий Озеров увидел оскароносный голливудский фильм о высадке союзников в Нормандии и был потрясен: за три часа здесь ни разу не говорят о тех, кто сражался и погибал на главном фронте Второй мировой.
– В первой волне высадки участвовало 120 тысяч американцев и англичан. 120 тысяч. У нас на направлении главного удара в Белоруссии участвовало четыре миллиона! Шесть тысяч танков, были огромные бои, они в своем фильме даже не упомянули, – говорил Юрий Озеров, кинорежиссер, народный артист СССР.
«Интересно, кто победил?». И ответ на этот нелепый вопрос и есть эпопея «Освобождение»: битва на Курской дуге, форсирование Днепра, операция «Багратион», бои за Киев, Варшаву, штурм Берлина. Все сцены с участием маршала Жукова исторически точные, он подарил Озерову еще неизданную рукопись своих мемуаров.
– Отец, конечно, с большим интересом посмотрел. Ну, а что касается Ульянова, он сказал: Ну, что ж? Может быть, и не похож. Но, все-таки похож, – вспоминает Эра Жукова, дочь маршала Советского Союза Г. К. Жукова.
К юбилею Победы на Мосфильме оцифровали 670 тысяч кадров сохранившейся копии «Освобождения», оригинальные негативы фильма бесследно исчезли. Царапины, пятна, разрывы и даже следы от клейкой ленты убирали вручную. Эти красные метки показывают, сколько исправлений внесли в каждый кадр. Фильм, снятый полвека назад, выглядит теперь лучше и мощнее, чем любой современный блокбастер.
– Наши специалисты не просто улучшили картину, они еще спасли ее. Была в очень тяжелом состоянии. Особенно, когда отреставрировано теперь, это производит ошеломляющее впечатление. Там настоящие взрывы, там настоящие бои, там, я знаю, были, к сожалению, и жертвы, – рассказывает Карен Шахназаров, генеральный директор киноконцерна «Мосфильм».
Как сняли одну из самых душераздирающих сцен мирового кино, долгие годы не могли понять даже коллеги создателей «Освобождения». И это техническое решение поражает до сих пор. Сцену последнего преступления Гитлера, приказавшего затопить тоннели метро вместе с ранеными, женщинами, стариками и детьми, снимали вот здесь, в шлюзе №11 Канала имени Москвы.
За несколько дней художники Мосфильма построили здесь внизу точную копию станции берлинского метро «Кайзерхоф», спустили шпалы, рельсы, специально привезенный из Берлина метровагон и даже автомат по продаже шоколада. Самая ответственная миссия была у сотрудника, который буквально по сантиметру открывал затвор шлюза, чтобы актеров и съемочную группу сразу же не смыло волной. Все снять необходимо было с одного дубля. Но едва пошла вода из Москвы-реки, изображать панику стало не нужно. Актеры и десятки статистов моментально ощутили весь неподдельный ужас происходящего.
Такого размаха в мировом кино не было и больше не будет. Три тысячи военнослужащих и почти двести танков. В кадре поднялось в воздух 20 тонн взрывчатки. Зрители забывали, что смотрят кино.
– Когда начался фильм и пошла вот эта атака танков, я помню, как женщина закричала в первом ряду и убежала, ей стало страшно, – делится Сергей Никоненко, народный артист России.
Еще готовясь к съемкам, Юрий Озеров в одном из интервью сказал слова, которые повторял до конца жизни: не видевшие войну собственными глазами, должны знать правду о том, кто остановил сильнейшую, до зубов вооруженную армию, кто спас Европу от порабощения.
Итак, легенда нашего кино, полностью отреставрированная и оцифрованная киноэпопея Юрия Озерова «Освобождение» в эфире Первого уже с завтрашнего дня.