Претендент на звание города трудовой доблести: Иваново
Ткацкая столица в годы Великой Отечественной войны сменила профиль и одела в военную форму почти всех наших солдат. А еще местные жители отправляли на фронт боеприпасы и технику, которую там ремонтировали.
Анна Лапина навсегда запомнила лето 1941 года, как уже в первые месяцы войны тысячи ивановцев добровольцами ушли на фронт, как опустели цеха заводов и фабрик. Остались в основном женщины, старики и подростки. Ей, 17-летней, приходилось развозить неподъемные тюки с тканью. До войны — мужская работа.
«Это было очень-очень тяжело. Если я восемь часов отработала, то мне положено было два черпака каши!» — вспоминает ветеран.
«Женщины, которые освоили мужские профессии: это тяжелый труд, разбитые руки, сорванные ногти», — рассказывает хранительница Музея трудовой славы текстильного предприятия Валентина Кулдошина.
Меланжевый комбинат, где работала Анна Семеновна, тогда крупнейшее текстильное предприятие Ивановской области. Производство спешно переоборудовали под нужды фронта. Ведь приходилось шить уже не платья и пиджаки — гимнастерки, ватники, теплые комбинезоны. И шили круглосуточно, работали в три смены. В 14 Галя Широкова работала наравне со взрослыми — на их фабрике шили рукавицы и перчатки, вязали теплые носки для военных.
«Работали мы с 5 утра до 5 вечера и с 5 вечера до 5 утра, в две смены. Вдруг бомбежка, прилетят самолеты? Поэтому на окнах были ватные шторы. На окошках мы в перерыв зашторивали и ложились спать. Час был перерыв и час спали», — рассказывает Галина Широкова.
Именно в «городе невест» в годы войны сшили 90% обмундирования для Красной Армии. Каждый день тоннами отправляли вату и марлю для фронтовых госпиталей.
Ивановский завод номер три выпускал больше 10 тысяч парашютов в месяц На предприятии, где до войны шили рабочую одежду, наладили производство перкаля — материала, для куполов.
Парашюты для летчиков, десантников, грузовые, на которых сбрасывали оружие и припасы партизанам, все это делали здесь. А еще в во время битвы за Москву город, который, по- сути, стал прифронтовым, превратился в огромную ремонтную базу.
«С октября 1941 года здесь производился ремонт техники, из двух — трех поврежденных делали одну машину. За все время было восстановлено порядка 3800 автомобилей!» — рассказывает директор музея Советского автопрома Елена Власова.
Ивановский авторемонтый завод специализировался на отечественных грузовиках-»полуторках». Разбитые, простреленные пулями, пробитые снарядами автомобили отправляли сюда прямо с передовой. Несколько дней на восстановление, и техника шла обратно на фронт!
Почти каждое предприятие города, кроме привычной продукции, в ночные смены выпускало боеприпасы. Самодельные мины и снаряды собирали по таким вот чертежам в токарных цехах прядильных и ткацких фабрик.
«Большая потребность в минах была у партизан. Была рельсовая война, надо было выводить из строя составы, чтобы они не дошли до фронта», — рассказывает директор государственного архива Ивановской области Александр Семененко.
До фронта, победа на котором в том числе ковалась в тылу. В городе, куда после войны не вернулся каждый четвертый. Где медали «За героический труд» с 1941 по 1945 год получили 38 тысяч человек. В основном женщины, дети, старики.