Алтайский крайАмурская областьАрхангельская областьАстраханская областьБелгородская областьБрянская областьВладимирская областьВолгоградская областьВологодская областьВоронежская областьДонецкая Народная РеспубликаЕврейская АОЗабайкальский крайЗапорожская областьИвановская областьИркутская областьКабардино-Балкарская РеспубликаКалининградская областьКалужская областьКамчатский крайКарачаево-Черкесская РеспубликаКемеровская областьКировская областьКостромская областьКраснодарский крайКрасноярский крайКурганская областьКурская областьЛенинградская областьЛипецкая областьЛуганская Народная РеспубликаМагаданская областьМоскваМосковская областьМурманская областьНенецкий АОНижегородская областьНовгородская областьНовосибирская областьОмская областьОренбургская областьОрловская областьПензенская областьПермский крайПриморский крайПсковская областьРеспублика АдыгеяРеспублика АлтайРеспублика БашкортостанРеспублика БурятияРеспублика ДагестанРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика КарелияРеспублика КомиРеспублика КрымРеспублика Марий ЭлРеспублика МордовияРеспублика Саха (Якутия)Республика Северная Осетия-АланияРеспублика ТатарстанРеспублика ТываРеспублика ХакасияРостовская областьРязанская областьСамарская областьСанкт-ПетербургСаратовская областьСахалинская областьСвердловская областьСевастопольСмоленская областьСтавропольский крайТамбовская областьТверская областьТомская областьТульская областьТюменская областьУдмуртская РеспубликаУльяновская областьХабаровский крайХанты-Мансийский АОХерсонская областьЧелябинская областьЧеченская РеспубликаЧувашская РеспубликаЧукотский АОЯмало-Ненецкий АОЯрославская область
Искать в проекте
Хотите получать уведомления от сайта «Первого канала»?
Все новостиНовости эфираПолитикаЭкономикаОбществоСитуация в приграничьеВ миреКультураСпортОднакоПогода
7 июня 2020, 21:07

Разграбленный Нью-Йорк и беспомощные полицейские — следствие протестного хаоса в США

Главные ценности «свободного мира» трещат под ударами полицейских дубинок, горят в огне разграбленных магазинов, тонут в ярости бескомпромиссного противостояния.

Каждый день демонстранты толпой проходят через центральную часть Манхеттена. Улицы специально перекрывают. В 8 вечера с наступлением комендантского часа большая часть из них расходится по домам. Остаются лишь те, кто готов к стычкам с полицией, и те, кто ищет повод под шумок пограбить магазины.

В протестной толпе смешались крайне левые с крайне правыми, антитрамписты с борцами за права ЛГБТ, зеваки, провокаторы. На пылающих улицах — страх и ненависть. В дыму не разобрать: это бунтари так пар выпускают, громят и переворачивают машины или грабители сеют хаос, чтобы отвлечь копов.

Русскоязычные бруклинцы — отложившие дела бизнесмены, суровые байкеры и простые домохозяйки — объединились, чтобы патрулировать свой район.

Основные силы полиции брошены на Манхеттен. В опустевшие к сумеркам кварталы слетались хорошо организованные банды молодчиков. Без свидетелей им и предъявить особо нечего.

«Если у полицейского есть даже подозрения, но за рулем, не дай бог, будет какой-то афроамериканец, теперь, если даже будет остановлен, то будет миллион вопросов после этого к полицейским, — говорит Сергей Касьян.

Грабеж средь бела дня и ночью. Обчищают все: от элитных бутиков до мелких сувенирных лавок и банкоматов. «Теорию разбитых окон» объясняют на практике сочувствующим: «Мы на вашей стороне, мы на вашей стороне!»

Хорошо хоть в дом не зашли. В азарте вседозволенности банды мародеров на ходу потрошат товарняк. «Columbia Pictures не представляет».

Не останавливают ни камеры наблюдения, ни заколоченные витрины. Тех, кто попался, до последнего пытаются отбить подельники. Удивительную пассивность полицейских, подаривших мародерам минимум две ночи на разграбление Нью-Йорка, объяснили сами копы.

«Правительство не дает полицейским выполнять свою работу. Полицейские ни при чем. Мы знаем, что и как делать, просто дайте нам работать», — сказал президент профсоюза полицейских Нью-Йорка Пол ДиДжакомо.

Власти в разных штатах отмечали: большинство грабителей — приезжие, которые ничего общего с демонстрантами не имеют. Вот девушка из протестной толпы пытается остановить мародеров: «Какого черта вы делаете?! Это же наш район, кто-то же здесь работает! Как вы можете!»

Впрочем, и внутри протеста многие в разграбленных магазинах вообще проблемы не видят: «Мародерство, разгромленные автобусные остановки — это, вообще, черт вас возьми, не важно! Идет расовая война, какие, к черту, разбитые стекла!»

А раз война, то должны быть свои и враги. И пока одни американцы вынуждают других вставать на колени, понять, кто атакует — не сложно. Некоторые, видимо, на всякий случай, еще и прощения просят — за столетия угнетений. И даже подкрепляют извинения поцелуем.

Байкеры из нью-йоркского клуба «Братва», помогавшие в эти дни отстоять не только давно обрусевший Брайтон, но и весь Бруклин, так и не поняли, за что и перед кем надо извиняться.

«Белый, значит, должен попросить прощения за то, что он белый, а китаец или черный не должны попросить за то, что они, там, зеленые, красные или коричневые? Что за идиотизм, вообще? Идиотизм полный, полнейший, ребят, это маразм. Смеется весь мир над этим. Стыдно, позор!» — говорит глава клуба «Братва» Константин Котов.

О том, насколько безопасна мирная демонстрация, исчерпывающе говорит тот факт, что съемочные группы американских телекомпаний работают с двумя охранниками. «Прилететь», кстати, может и от полиции. В Миннеаполисе фотокору выбили глаз резиновой пулей. Озлобленные невозможностью адекватно ответить преступникам, стражи порядка, кажется, отыгрываются на журналистах.

На съемках с другой камеры видно: коп не мог не понимать, что перед ним оператор. И все это на подступах к Белому дому. Там же пострадала наша коллега — продюсер российского агентства Sputnik.

«Я говорила, что я журналист. Но представитель военной полиции, глядя мне в глаза, запустил в меня гранаты, заряженные резиновыми шариками. У меня на правом боку около семи повреждений и еще на голени», — рассказала продюсер российского информагентства Sputnik Николь Руссел.

Ближе к полуночи Сергей Касьян принимает первое тревожное сообщение: «Здесь уже две машины очень странных кружат, одна с техасскими номерами, одна — непонятно. Но 100% не наши номера». Техасские номера мародеры используют чаще других — черно-белые, их проще подделать.

К концу недели проводившие политику невмешательства полицейские поделили центр Манхеттена на квадраты и некоторые взяли в оцепление. Полицейские не просто перекрывают улицы, они пытаются заблокировать целые районы, где несколько ночей подряд орудовали мародеры. Вот только на одном пятачке людей в форме — несколько десятков.

А еще каждый крупный магазин выставил крепких ребят в ночной дозор, и грабежи вроде как прекратились. И только протесты все никак не закончатся.

«Дайте моим людям отдохнуть! Идите домой в 8 вечера, возвращайтесь утром и протестуйте опять, мы снова увидимся!» — призывает глава полицейского департамента Нью-Йорка Теренс Монахан.

Надежда — медсестра, патрулировала свой район после вечерней смены — словно мало одного коронавируса. Об инциденте Сергей докладывает полицейским.

В добровольном бруклинском патруле вооруженных нет. А вот в Индиане граждане со стволами уже вышли защищать свои дома. В стране, где на 100 человек 121 единица огнестрельного оружия, это тревожный знак. 

«Гудбай, Америка» — такой, как раньше, она не будет никогда. Мы решили начать нашу программу именно так: на контрасте лучше видно как новые реалии ломают американскую жизнь. Данила Багров искал правду в отчаянные для нашей страны времена. Спустя 20 лет такие времена, кажется, настали для Штатов. И в чем сила — понимания у них нет, но уж точно не в деньгах. Как нет у них и героя — искреннего и справедливого. Зато много персонажей. Кто они, и зачем разжигают огонь ненависти на американских улицах? Об этом еще поговорим. Это программа «Время».

Читайте также: