Первые итоги дистанционной программы обучения подводят ведущие российские вузы
Из-за эпидемии коронавируса все перешли в онлайн, лекции теперь в режиме видеоконференций, задания по электронной почте. В чем плюсы и минусы такой виртуальный системы образования и становятся ли знания у студентов реальными?
В арсенале преподавателей сейчас всевозможные мессенджеры и сайты. Доцент кафедры уголовного права Никита Спесивов проводит онлайн-лекцию о судебных процессах, на смартфон тут же приходят вопросы от студентов, на портале вуза ждут проверки десятки файлов с рефератами и курсовыми: «Студенты отписываются, что они скинули работу, пожалуйста, проверьте. Когда я проверил, ставлю оценку и пишу свою рецензию. И они уже в формате живого общения могут это обсудить».
Студенты Крымского федерального университета записывают к своим курсовым еще и видеопрезентации. Интернет-технологии позволяют увидеть их, практически не отрываясь от текста. Проверяющему стоит лишь навести смартфон.
Магия дополненной реальности. Ее активно пропагандирует среди коллег преподаватель математики Юлия Дюличева. Она стала первой записывать пояснения к решениям, прикрепляет их с помощью специальных меток в тексте, которые телефон распознает в виде ссылок: «Ну это личное увлечение, когда я увидела на конференции, где рассказывали об этом удивительном мире, мире Гарри Поттера, почему бы не попробовать эту технологию, как раз это новшество оказалось очень интересно студентам».
На втором месяце дистанционного формата в вузах все отработано до мелочей. Компьютерные программы даже сами напомнят о следующей лекции. А вот первое время были сложности. Оказалось, что не все студенты с компьютером на ты.
– Современные ребята, особенно первые курсы. Это же те ребята, которые поколение смартфонов. Вот они обучаются работать на компьютере. Парадокс, казалось бы, мы замшелые профессора только-только чему-то учимся, а выясняется, и их нужно этому учить, – рассказывает Роман Светлов, директор института философии человека Российского педагогического университета им. А. И. Герцена.
Преподаватели вузов сейчас покоряют все новые онлайн-платформы. Лекции можно встретить даже в приложении Instagram. Временно исполняющая обязанности ректора саратовской юридической академии Екатерина Ильгова сейчас активно практикует общение со студентами в режиме прямого эфира.
В вузе между тем подводят промежуточные итоги учебного года. Посещаемость онлайн-занятий высокая. Образовательный процесс идет по плану. Вот только и преподаватели, и студенты говорят, что очные лекции и практические семинары все равно ничем не заменить.
– Увы, информационные технологии не позволяют увидеть реакцию аудитории, почувствовать, так скажем, понимает ли тебя аудитория? Держишь ли ты внимание, это возможно только, когда ты лично видишь студенческие глаза, – говорит Екатерина Ильгова, врио ректора Саратовской юридической академии.
Да и не хватает самого простого живого общения. Особенно учащимся.
– Образовательное заведение – это не только то место, где мы получаем знания, это большая школа социальных контактов, где мы общаемся друг с другом, заводим друзей. Посиделок в столовой не хватает, – признается Виктор Адамов, магистрант Саратовской государственной юридической академии.
В вузах сейчас решают, в каком формате будет проходить летняя сессия. Не исключено, что ее перенесут на более поздний срок. После завершения пандемии. Преподаватели говорят, при всех плюсах дистанционного обучения на онлайн-экзамене уж очень легко списать.