Волейболистка Паралимпийской сборной России Елизавета Кунстман стала жертвой мошенника
Частный предприниматель убедил волейболистку взять в кредит пять миллионов рублей на покупку бионических протезов. Обещал, что почти всю сумму ей компенсируют по госпрограмме помощи инвалидам. Взял деньги на изготовление этих протезов и — исчез. Долг спортсменки перед банком уже вырос почти вдвое, она рискует не попасть на Паралимпиаду.
Сегодня волейболистка Паралимпийской сборной России Елизавета Кунстман, кажется, должна думать только об одном: о предстоящей летней Паралимпиаде в Токио в 2020 году. Так могло бы быть. Но поездка под угрозой. Лизу могут просто не выпустить из страны. На девушке висит кредит в 9,5 миллионов рублей.
«В этот день я возвращалась с Чемпионата России. Мне позвонила мама и сказала, что с ней связался мой адвокат и сказал, что я тоже в том списке», — рассказывает девушка.
Спортсменка утверждает: это произошло из-за того, что она обратилась за помощью в изготовлении новых бионических протезов для ног в Центр юридической поддержки и реабилитации Валерия Перевозникова. Мужчина попросил взять кредит на пять миллионов рублей, пообещав, что эту сумму компенсирует государство по программе помощи инвалидам. Поводов сомневаться не было, уверяет мама Лизы, ведь это было уже повторное обращение в Центр Перевозникова. В 2015 году Валерий помог им.
«Первые протезы, которые у него были изготовлены, стоимостью почти 4,7 миллиона, были также оформлены через займ. Нам выплатили часть ФСС по программе. Мы так и думали, что по той же самой схеме», — рассказывает мама спортсменки Ирина Кунстман.
И схема работала. Перевозников заключал договор с клиентом, помогал брать кредит, выступал поручителем. Банк перечислял деньги на счет его компании, которая и должна была изготовить протезы. А дальше часть кредита возмещал Фонд социального страхования. Вопросы по погашению кредита бизнесмен также брал на себя. Но это только в том случае, когда протезы соответствовали нормативам. А те, что в этот раз получила Лиза, ничего общего с тем, что должно было быть в итоге, нет. По ним никаких компенсаций не полагается.
«Протезом я это назвать не могу. То, что нам обещалось, коленный модуль совсем другой. Нам дали Select, который весь разваливается. Лиза снимает кроссовок — снимается вместе стопа. Если снимется стопа — она на протезе голени стоять не сможет», — говорит Ирина Кунстман.
«Мы в обязательном порядке связываемся с инвалидом, спрашиваем, все ли его устроило, доволен ли он качеством протеза, и только после этого подписываем акт со стороны поставщика. После этого происходит, естественно, расчет. До этого Фонд не оплачивает», — поясняет замруководителя департамента проектного развития Фонда социального страхования РФ Валерий Иванов.
Владелец компании по протезированию Валерий Перевозников вызывал доверие. Его социальные сети пестрят фотографиями счастливых клиентов, которых он поставил на ноги. Лизе и ее маме год назад он сказал: кредит на новые протезы погашен, обещал справку из банка, а потом просто исчез.
«Последний раз я общалась с ним в 2018 году. Мы еще в тот момент у него спрашивали, все ли в порядке с кредитом у нас и будут ли документы какие-то. На что он говорил «да, конечно, мы сделаем вам документы и отдадим», а в дальнейшем он просто перестал отвечать и, как выяснилось, он пропал», — рассказывает спортсменка.
В офисе Валерия Перевозникова теперь другая компания. Совпадение ли — тоже занимается протезированием. В феврале этого года предпринимателя задержали. Оказалось, в его схеме фигурируют 45 инвалидов из разных регионов России, обманутых на сумму почти 200 миллионов рублей. Но обвинения предъявлены пока по 10 подобным случаям, по ним похищено средств минимум на 35 миллионов рублей. В списке пострадавших и коллега по команде Лизы Анна Годовицына. На ней весит кредит почти в пять миллионов рублей.
«Найти для себя хорошего протезиста очень тяжело, потому что столько лет работы с одним человеком, который тебя знает вдоль и поперек, знает когда тебе больно, неприятно. Узнала я о том, что что-то начало происходить не так, когда мне позвонили из банка. Они мне сказали, что не идет оплата никакая, я была в шоке», — поделилась паралимпийская спортсменка Анна Годовицына.
Суд по делу Анны уже прошел в конце весны 2019 года. Банк подал иск. Ее признали виновной. Узнала она об этом случайно. Никаких повесток не получала. В это время девушка вообще находилась на соревнованиях в Америке. Подала иск на отмену заочного решения. Сейчас ждет и надеется, что дело пересмотрят. А Лиза Кунстман только на днях написала заявление в МВД. Дело еще рассматривается.