Освобожденная из американской тюрьмы Мария Бутина вернулась в Россию
«Русские не сдаются». Это слова нашей соотечественницы Марии Бутиной, которая вернулась сегодня на родину после долгих месяцев в американской тюрьме. Сфабрикованные обвинения, изнурительные допросы, полная изоляция в одиночной камере, холод по ночам – все это позади. Мария не сдалась.
Не сдавались и те, кто приехал сегодня ее встретить. В аэропорту объятия отца, слезы радости, букет цветов. А еще короткая встреча с журналистами и дипломатами, которые ни на день не забывали напоминать Вашингтону, что тот поступает с Бутиной незаконно, в угоду русофобским настроениям.
Для папы Марии, который прилетел в Москву из Сибири, в аэропорту сегодня сделали исключение – позволили встретить дочь прямо у выхода из самолета. В холле Бутину ждет, кажется, вся московская пресса. Но кое в чем она призналась только самым близким.
– Папа, больше никогда не уеду.
– А мы и не отпустим.
– Соскучились? – спрашивает корреспондент.
– Отмучились. Спасибо всем за поддержку, – ответил Валерий Бутин, отец Марии.
Марию Бутину депортировали на родину в условиях настолько секретных, что даже после того, как в самолете закрылись двери, журналисты не были уверены, что россиянка на борту. Из тюрьмы города Таллахасси до аэропорта Майами Бутину везли целых восемь часов под конвоем.
– Как дорога была? Вы устали?
– Да, про дорогу мы с вами отдельно поговорим. Мне очень есть много, что сказать про транспортировочные условия и все прочее. Меня везли в нескольких элементах. Меня перебрасывали. Перебежками. К счастью, доставили. Я не хотела этой славы абсолютно, я просто хочу вернуться к своей семье и сказать спасибо всем, кто меня поддерживал. Я бы не справилась без моих людей, граждан моей страны.
Мария, конечно, старается бодриться перед камерами, хотя видно, что сильно устала. За то время, что сидела в тюрьме, похудела, ослабла и очень соскучилась по родным.
– Самое сложное было, когда мне три недели не давали общаться с родителями. Когда телефон периодически не работал. И я каждую ночь молилась и думала, вот еще один день, чтобы с ними все было благополучно.
Вся семья с нетерпением ждет Марию в Барнауле. На своей малой родине она не была почти четыре года. Уехала в США учиться на политолога, а в итоге оказалась заложницей американских политических интриг. Бутину арестовали в июле 2018, как раз накануне встречи Владимира Путина с Дональдом Трампом в Хельсинки. Обвинили в сговоре с целью работы иностранным агентом без регистрации в США.
– Считаешь ли ты себя жертвой внутренней американской политики, которая действительно сейчас русофобская. Почему, как ты считаешь, именно ты оказалась заложницей этой ситуации?
– А я думаю, что как козел отпущения. Надо было кого-то наказать за внутренние разборки.
В разгар антироссийской истерии в Америке Бутина действительно оказалась уж очень удобной жертвой: увлекалась оружием, была знакома с представителями национальной стрелковой ассоциации, той самой, которая финансово поддерживала Трампа. Через нее, по версии следствия, Бутина и искала с ним контакты. И даже вопрос, заданный на конференции, в США преподнесли как доказательство сговора.
– Если вы станете президентом, какой будет ваша внешняя политика, в частности – в отношении моей страны? – спрашивала Мария Бутина Дональда Трампа.
– Я думаю, мы хорошо поладим с Путиным, так же, как и с другими странами, с которыми сейчас у нас не ладится.
– Мы приехали на конференцию. Трамп вообще не был анонсирован в повестке. Так оказалось случайно, что он решил выступить, я, естественно, задала вопрос. Как удивительно, я, российская гражданка, спросила о России. Очень странно, – вспоминает Мария Бутина.
Активная студентка пыталась наладить контакты в мире большой политики, чтобы остаться в США работать по профессии. Вообще-то это принято называть модным словом «нетворкинг». Но в случае Бутиной – сговор. Марии грозило 15 лет тюрьмы, если бы она не пошла на сделку со следствием, к которой ее просто принудили.
– Мое признание и появление в суде, подписание соответствующего документа, было через десять дней после того, как меня в очередной раз посадили в изолятор. Мы просили судью, адвокаты писали судье прошение, пожалуйста, не применяйте, это в экстремальных случаях такие вещи разрешены, и она отклонила эту просьбу. Меня опять засунули в изолятор. В этом не было никакого основания, не было ни конфликтов, ничего, – говорит Мария Бутина.
Камера-клетка размером с парковочное место, лишение сна, прогулок на свежем воздухе. Бутину содержали словно отъявленного уголовника. Притом, что она ни в чем не виновата, настаивали в Москве.
– Бутину заставляют в чем-то признаться, я не понимаю, в чем там она может признаться. Потому что она никаких заданий государства, государственных органов России не исполняла. Это я могу ответственно заявлять. Чего бы там она ни говорила даже сама под влиянием угроз отсидки там 12-15 лет, – комментировал Владимир Путин.
Однако в Америке начали задаваться вопросом, за что же Бутина попала в тюрьму только после того, как она из нее вышла. Министерство юстиции начало проверку обстоятельств ареста россиянки. Только сейчас. Хотя американские СМИ целых два года поливали ее грязью, дошло до обвинений в шпионаже и торговле телом.
– Наверное, какие-то действия будут с моей стороны предприняты. Я сейчас думаю, что конкретно я собираюсь сделать. Потому что они сами признали, что их обвинения изначальные – это просто полный бред был. Более того, мне как женщине глубоко оскорбительны такие вещи. Я даже в это поверить не могла, это фантазии какие-то голливудского блокбастера, – признается Мария Бутина.
Мария признается: не опускать руки в заключении помогала общественная поддержка. В американскую тюрьму со всей России приходили письма, деньги на оплату услуг ее адвоката собирали всем миром. Была запущена кампания с хештегом «FreeButina» – «свободу Бутиной». На всех интернет-ресурсах нашего МИД ее фото стало использоваться в качестве так называемой аватарки. Его убрали только сегодня, когда Мария ступила на родную землю.
– Спасибо огромное МИДу и дипломатам, которые за меня боролись каждый день и пробивались во все места, где меня держали. Они сделали и делают все, что могли. Спасибо огромное всем общественным организациям, которые поддерживали меня. Ребята, я не сдалась только потому, что я знала, я просто не имею права, я просто не могу. Знаете, русские не сдаются, – выступила Мария Бутина.
– Еще раз благодарю вас всех, вашу аудиторию. Я думаю, эта благодарность дойдет до каждого человека, кто интересовался судьбой нашей дочери, – выступил Валерий Бутин, отец Марии Бутиной.
– Это один из самых счастливых брифингов, наверно, в жизни. Спасибо вам огромное. А теперь к семье, которая ждет, – поблагодарила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Семья действительно заждалась. Бутина немного отдохнет, а потом займется карьерой, хочет стать правозащитником. Говорит, из горького опыта надо извлекать пользу.