Российское историческое общество опубликовало документы, касающиеся советско-германского пакта о ненападении
Разногласия между Соединенными Штатами, странами Европы и другими государствами в области коллективной безопасности вылились во Вторую мировую войну. 1 сентября будет 80 лет с ее начала, и в преддверии Российское историческое общество опубликовало документы, раскрывающие правду о советско-германском пакте о ненападении. 23 августа исполнятся те же 80 лет. И, чем дальше то время, тем важнее понимать подлинные истоки и смысл документа.
Когда в конце лета 39-го года немецкая делегация, во главе с рейхсминистром иностранных дел Рибентропом приземлилась в Москве, чтобы подписать пакт о ненападении с СССР, в мире уже никто не сомневался: большая война близко. Сегодня на круглом столе в Российском историческом обществе его участники подчеркивали: тогда в 39-м году каждый из европейских игроков, включая Великобританию, Францию, Польшу и, конечно, СССР, делал все, чтобы именно для него эта война началась как можно позже. Гитлер был уже слишком силен, причем, по словам Сергея Нарышкина, во многом по вине Запада.
«Западные страны поддержали Гитлера в вопросе Аншлюса Австрии, но и, конечно, допустили такой позорный Мюнхенский сговор. Эти события и ряд других помешали Советскому Союзу создать в Европе антигитлеровскую коалицию», — отметил Сергей Нарышкин.
К концу 30-х годов военная машина Германии набрала колоссальную мощь. Англия и Франция с ужасом следили за растущими аппетитами Гитлера. Но все, что они тогда были готовы сделать — попытаться его задобрить. В сентябре 38-го вернувшийся из Германии британский премьер заявляет: «Я привез вам мир!» Накануне в Мюнхене он вместе с французским коллегой Деладье согласился на требование Германии присоединить к Рейху Судетскую область Чехословакии. По сути, они подарили Гитлеру территорию страны, которую должны были защищать. Это назовут Мюнхенским сговором.
«Подталкивали Гитлера на восток. Стремились умиротворить в кавычках агрессора, а с другой стороны направить эту агрессию против Советского Союза», — поясняет историк, исполнительный директор фонда “История Отечества” Константин Могилевский.
Но это только раззадорило Гитлера, после аншлюса Австрии немцы, нарушив все договоренности, берут оставшуюся часть Чехии и делают своим протекторатом Словакию. Фактически на пути крепнущего вермахта остается только Польша, у которой, кстати, тоже был пакт о не нападении с Германией. Между тем Москва пытается всеми силами убедить Лондон и Париж создать антигитлеровскую коалицию. Но летом 39-го на переговорах в МИДовском особняке в Москве стало понятно: усилия тщетны. Историки знают почему.
«Теперь у нас есть даже протокол заседания английского кабинета, они долго решали, как так послать делегацию, чтобы она ехала очень медленно, потому что нельзя на самолетах — очень быстро. Так там даже такая шутка была во время заседания, один из маршалов сказал: давайте пошлем на велосипедах, это, конечно, шутка, но в этой шутке есть доля истины, то есть они реально не хотели договариваться», — рассказывает главный редактор «Вестник Архива Президента Российской Федерации» Сергей Кудряшов.
Вот что писала разгневанная британская пресса в эти дни. Газета «Ньюс Кроникл»: «Британское правительство нашло предлоги, чтобы отклонить советское предложение о заключении пакта между Англией, СССР и Францией, сделанное в апреле. Никто не может предсказать, какой ценой крови и унижений должна заплатить Англия за антисоветские предубеждения британского правительства».
Российское историческое общество выпустило свод рассекреченных документов того времени и их анализ свидетельствует: СССР тогда оставалось только готовиться к неминуемой войне с Германией в одиночку. В итоге Москва предпочла откликнуться на неожиданное предложение Берлина подписать пакт о ненападении. Среди рассекреченных документов текст проекта договора, присланного немцами, с обильными пометками Сталина. Например, советский вождь исправил время его действия с пяти лет на десять, хотя и не верил Гитлеру.
«В конце мая, в июне 1939 года, когда Гитлер окончательно решил напасть на Польшу, он поставил задачу — обеспечить каким-то образом нейтралитет Советского Союза. И в этом, конечно, ему верными помощниками оказались Англия и Франция, которые затягивали аналогичные переговоры с Советским Союзом», — рассказывает Сергей Кудряшов.
Секретная часть пакта, как известно, разграничивала сферы интересов СССР и Германии в Восточной Европе, на случай, как сказано в нем, «территориального переустройства».
По нему в советскую зону влияния попадали Финляндия, Латвия, Бессарабия и часть Польши. Германии отходило все, что западнее рек Вислы и Нарвы. Можно как угодно оценивать эту сделку, но тогда СССР не только получил двухлетнюю фору для подготовки к нападению Германии, но и отодвинул свои границы на сотни километров от Ленинграда, Одессы и Минска. Глава российского исторического общества предложил не судить те события по логике сегодняшнего дня.
«Применять к советско-германскому договору логику современных международных отношений — это все равно что упрекать Соединенные Штаты в аннексии Техаса у суверенной Мексики, хотя в середине XIX века это было ни что иное как аннексия значительной территории суверенной страны», — отмечает председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
Он так же подчеркнул, как важно извлекать уроки из истории. Один из самых важных, по его словам, в том, что любое стремление править миром, неизбежно оканчивается крахом, так же, как и попытки обеспечить свою безопасность за счет другого.