На этой неделе погода испытывала на прочность практически всех жителей земного шара
Одно за другим приходили сообщения о серьезных катаклизмах в разных уголках планеты. Мощнейшие ураганы в Греции, за считанные секунды разрушившие курорты на полуострове Кассандра и Халкидики и жизни нескольких семей — погибли люди и среди них двое россиян.
Небывалая жара в Европе — там даже плавились рельсы железных дорог. В Испании — на юге пожары, на севере — наводнения. Тропический циклон в Петербурге и холодная сырость в Москве.
Почему погода стала такая нервная, по выражению синоптиков, почему опасные проявления климата повторяются все чаще? Почему при тенденциях глобального потепления, которое фиксируется на планете, в Вероне, например, выпадает град размером с апельсин?
Весь мир на неделе всматривался в любительские кадры: швальный ветер; с неба и моря — сотни тонн воды; сломанные, как спички, вековые деревья. На греческом полуострова Кассандра ураган уносил целые таверны.
«Мне 77 лет, за всю жизнь я не видел ничего настолько ужасного. Я никогда такого не видел!» — говорит житель полуострова Кассандра.
«Гриль и железная плита для барбекю были снесены. Павильон тоже рухнул. Автомобили были разбиты», — рассказывает жительница поселка Неа Плайя.
Шторм внезапно накрыл весь полуостров Халкидики. Длился несколько минут, но успел превратить идиллические пляжи в груды мусора. Все произошло так внезапно, что люди просто не успели укрыться.
«25 лет разрушено за 10 минут, ничего не осталось. Я была одна дома, и я была в панике. Ураган в 200 км в час бил в мою дверь, а я другой стороны пыталась закрыть ее. В углу над дверью было четыре кирпича, если бы они упали мне на голову, они бы меня убили», — рассказывает жительница поселка Неа Плайя.
Есть жертвы: двое россиян — отец с годовалым ребенком — погибли под упавшим деревом. Ростовчанин Иван Петренко с супругой Галиной прилетел на Халкидики меньше недели назад вместе с тремя детьми. Бурю ничто не предвещало, Иван вышел укачать сына перед сном. Их обнаружили, только когда ураган закончился.
Доступ к телам был затруднен. Предприняли все меры, чтобы их могли достать, эвакуировать. Работники отеля работали с бензопилами. Десяток мужчин боролись до последнего.
В этот же день погибли еще четверо туристов — пожилую пару из Чехии смыло потоком вместе с походным трейлером; на гражданку Румынии с ее восьмилетним сыном обрушилась крыша ресторана. Сутки спустя спасатели нашли в море тело местного рыбака.
Вот уже месяц Европу сотрясают катаклизмы: небывалая жара в Швейцарии, там даже отменили поезда — рельсы деформировались. Во Франции побит температурный рекорд — в июне не хватило одной десятой доли до 46 градусов жары.
Горячая июньская волна докатилась до Берлина. В зоопарке даже пустынным обитателям — сурикатам — давали грызть кубики льда.
Не прошло и месяца, как немецкие города затопили реки в метр глубиной, Франкфурт покрыли сугробы из ледяной крошки.
На юге Испании — лесные пожары, а на севере — наводнения. В Наварре выпало в четыре раза больше осадков, чем обычно.
«Это полная катастрофа, вы не можете себе представить. Мы видели море в собственном доме, пытаетесь закрыть двери или помочь клиентам подняться на самую высокую точку на террасе. Полиция и пожарные немедленно пришли и спасли всех. Снимаем шляпы перед ними», — говорит владелец ресторана (Испания) Иисус Рабаль Перес.
Что же творится с погодой, если в Москве июнь и июль поменялись местами, а над Петербургом завис холодный циклон с едва ли не тропическими дождями.
«Если честно, дальше я уже не рискну, но и отсюда видно: машины затоплены практически по самый капот и многие из них, видимо, придется уже ремонтировать. За полтора часа около метра поднялся уровень воды», — рассказывают очевидцы.
«Погода стала более нервной. И это в той или иной степени является последствием процесса глобального потепления, который мы сейчас наблюдаем. Мы в России достаточно избалованы тем, что у нас по сравнению, допустим, с Соединенными Штатами Америки, повторяемость опасных для человеческой жизни погодных явлений гораздо ниже. И исторически мы в этом плане более расслаблены. Сейчас она несколько повышается, но это всего лишь значит, что нам нужно быть более собранными», — считает кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры метеорологии и климатологии, географического факультета МГУ Павел Константинов.
Но вряд ли в глобальное потепление верят петербуржцы, у которых уже вторую неделю на улице 10-17 градусов. Или жители Воронежа и Брянска, где выпал град, образовав местами целые сугробы. Ладно Центральная Россия, но как объяснить градины величиной с апельсин, бомбившие западное побережье Италии с вечера вторника до утра среды?
«С глобальным потеплением атмосфера становится теплее в целом, содержит больше воды, становится более влажной. Вода, пар в атмосфере — это скрытая энергия, которая при конденсации пара преобразуется в тепло. Тепло — это контраст, более сильный контраст температуры. Более сильный контраст температуры — это более сильное движение воздуха. Соответственно более сильный ветер. Вот те самые ураганы, бури, о которых вы спрашиваете», — объясняет заместитель директора Институт физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН Владимир Семенов.
Впрочем, есть теория, что глобальное потепление — это всего лишь цикличные фазы солнечной активности. В XV веке Европа, например, переживала Малый ледниковый период — в Англии и Германии вымерзли сады. Потом потеплело, а спустя еще 100 лет на картинах голландских художников люди снова катаются по каналам на коньках, во что сейчас опять трудно поверить. Вот и в конце этой недели синоптики неожиданно сообщили: комфортная погода к середине лета вернется. Во всяком случае, жители Центральной России могут насладиться повышенным содержание кислорода в воздухе, что для человеческого организма весьма благоприятно.