По итогам «Прямой линии с Владимиром Путиным»: как решаются поднятые проблемы
Вся социальная инфраструктура новых городских микрорайонов должна быть заложена еще на этапе проектирования. Требование закрепить этот порядок законодательно содержится в одном из поручений президента по итогам «Прямой линии». От нехватки поликлиник, школ, детских садов страдают сотни тысяч людей, и не только новоселов, в разных регионах страны. Проблемы, жизненно важные в самом прямом смысле.
Тернистый путь к знаниям — от дома до школы ее сыну приходится пробираться через лесную чащу. И это только часть пути.
«Проезжая мимо, большая машина создает мощный поток воздуха. Первоклашку может спокойно сдуть или сбросить на перила соседние», — переживает Ольга Осипова.
Вместо тротуаров и оборудованных переходов все новые препятствия на каждом шагу.
«С производственных складов могут выбегать собаки», — добавляет женщина.
Чтобы успеть к началу уроков, выходить нужно за 40 минут. Ольга с соседями писала письма, обивала пороги, но пока единственное решение — отправлять ребенка на такси.
«Власти говорят, что по санитарным нормам, так как рядом аэропорт Шереметьево, нельзя строить здесь ни школы, ни детские сады. Но мы же здесь живем!» — недоумевает Ольга Осипова.
Похожая история в Краснодаре, застройщик точно в срок возвел многоэтажки, заселил жильцов. Про обещанную школу забыл, а детский сад, как уверяют местные чиновники, пусть и с опозданием, но откроется — осенью.
«Запись в этот детский сад на сегодняшний день не открыта, но в ближайшее время мы начнем принимать заявки», — сообщает глава администрации Прикубанского внутригородского округа Краснодара Андрей Журавлев.
Но уже сейчас понятно: заявок будет больше, чем мест.
«Этого очень мало для нашего района, крайне мало. В нашем доме 500 квартир, в каждой есть детки. Этого садика даже на один дом не хватит», — говори Елена Кондра.
Это уже как ритуал на прогулке. Детям показывают: вот тот самый садик, в который ты будешь ходить. Когда-нибудь. Марина записалась в очередь сразу после родов. Детский сад в ее районе построили, но в эксплуатацию так и не ввели.
«К сожалению, ни один сад до сих пор так и не сдан в эксплуатацию. К сожалению, все еще находится в таком состоянии — красивый фасад, красивые детские площадки, но он все еще не функционирует. В очередь встали сразу, в 2013 году», — рассказывает Марина Тарчевская.
«Каждый раз мы спрашиваем, и заведующую, и отдел образования об открытии. Нас заверяют, что открытие переносится из месяца в месяц, и мы уже потеряли всякие надежды», — сокрушается Наталья Гиндина.
И за частными случаями очевидна общая проблема развивающихся городов — отсутствие инфраструктуры. Плотная застройка выгодна тому, кто строит, а те, кто в построенном живут, дошли до президента: накипело!
«Здравствуйте, Владимир Владимирович. От лица жителей всего третьего микрорайона мы просим вас, пожалуйста, посодействуйте в строительстве школы и детского сада, и парк в нашем микрорайоне. У нас самый высокий уровень рождаемости в Красноярске, но с социальной инфраструктуры большие проблемы».
К «Прямой линии» сразу же подключили губернатора Красноярского края.
«Вы съездите там, поговорите с людьми обязательно, еще раз там побывайте, посмотрите, что нужно сделать для развития инфраструктуры социальной, о чем нас женщина просит. Если нужна какая-то помощь, мы готовы в индивидуальном порядке точечно ее оказать, но, мне кажется, Красноярский край в состоянии справится с этой задачей. Но во всяком случае отдельно мне доложите, пожалуйста, в ближайшее время», — поручил глава государства.
Чиновники, прежде не жаловавшие жителей микрорайона вниманием, сразу же провели выездное совещание. Губернатор Усс в тот же день заявил: проблема, действительно, есть, но скоро ее решат. Ведь построили же в соседнем районе и новую школу, и новый сад, даже без «Прямой линии». А тут — такой стимул!
«Прямая линия» обладает хорошим стимулирующим эффектом во всех отношениях. У меня нет никаких сомнений в том, что появится и вторая школа, и второй детский садик. А на самом деле появится шикарный парк, который получит название «Прямой линии», — сказал губернатор Красноярского края Александр Усс.
Сегодня жителей пригласили на публичные слушания, чтобы согласовать план дальнейшей застройки района. Разговор получился не из простых.
«Жителям обещали, что на месте высотки будет сквер. Застройщик привез своих работников, которые заполнили больше половины зала, которые голосовали, как им нужно. Жаркие споры возникли. Жители просто возмущены», — рассказывает Ксения Бессонова.
На плане квартала вместо сквера еще одна многоэтажка. Но если голосовать против — отложат начало строительства и детсада, и школы.
«По школе. Если мы не примем проект планировки, то мы не сможем сформировать земельный участок. Мы не сможем начать проектирование, то есть время будет оттянуто», — говорит глава Советского района Красноярска Дмитрий Дмитриев.
А на работы и так уйдет четыре года. В какой-то момент обсуждение вышло далеко за пределы повестки и, оказалось, у жителей и к застройщикам, и к чиновникам накопилось немало вопросов.
- 36-й дом всю осень и зиму сидел без горячей воды. Три года уже не хватает гидравлики!
- Кто согласовал покрытие придворовых и междудворовых проездов не асфальтобетоном, а бетоном, который пришел в негодность? Это цементная пыль, которая оседает в легких у всех жильцов этого района!
- Тротуаров нет, машин много, скоро пешком люди биться будут!
Впрочем, главное — диалог начался, ведь раньше проблему просто замалчивали. По итогам «Прямой линии» президент поручил правительству четко определить порядок возведения объектов социальной инфраструктуры, чтобы застройщик думал не только о своем кармане. Но, с другой стороны, эти дополнительные расходы будут вычитаться из суммы налога на прибыль. Получается, платит государство — компромиссное решение, которое должно устроить всех.