Владимир Путин ответил на вопросы участников медиафорума ОНФ «Правда и справедливость»
Большой разговор о важных проблемах на медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость». Интересен был и формат. Президент России вместе с участниками смотрел видеорепортажи о самых острых ситуациях в разных сферах, и потом решали чем и как помочь. А для быстрого реагирования на поставленные вопросы на форум пригласили федеральных министров. Как отметил глава государства, общение в таком формате позволяет узнать о проблемах, о которых не докладывают чиновники.
Под лозунгом «Правда и справедливость» медиафорум в этом году уже в шестой раз собрал около 500 участников. Тележурналисты, газетчики, представители интернет-изданий и блогеры. Главное, что их всех объединяет: здесь нет равнодушных людей.
И каждый привез на форум публикацию о проблеме. Вот только порой представители власти на местах делают вид, что не замечают поставленных вопросов.
«Нас, журналистов, в регионах не очень любят, не все любят критику. Но на самом деле мы справимся, мы — ваша команда», — сказала член Центрального штаба ОНФ, заместитель председателя ГД РФ Ольга Тимофеева.
«Никто не любит критику. А назовите мне тех, кто любит. Извините, что я Вас перебиваю, но мы, наверное, тоже об этом поговорим. Не любит никто. Может быть, любят только очень умные люди, нацеленные на реальный результат. Почему? Потому что эта критика, если она, конечно, конструктивная, она помогает оценить свои собственные усилия, сделать выводы из того, чего не получилось, ошибки какие-то вскрыть», — ответил Владимир Путин.
Президент пригласил участников форума к сотрудничеству. А чтобы решать проблемы не откладывая в долгий ящик, в зале собрались и министры правительства. Глава государства отметил: национальные проекты, успех глобального плана перемен для всей страны в значительной степени зависят от мелочей.
«Много раз говорил, еще раз повторю, основные деньги выделяются из федерального бюджета, а основные события должны происходить на местах. Поэтому чрезвычайно важно — чрезвычайно важно! — видеть, что там происходит, насколько эффективно эти средства реализуются и осваиваются. А нам нужно не просто освоение денег, нам нужны результаты этих вложений. Так, чтобы люди чувствовали эти результаты, чтобы страна развивалась, укреплялась, становилась мощной, удобной для жизни, и имела перспективы развития на будущее», — подчеркнул глава государства.
А на местах, как вскоре выяснилось, все по-разному. Взять хотя бы программу строительства детских площадок в регионах. Такой материал привезли журналисты из Рязани: «В контракте, заключенном еще весной этого года, черным по белому значится: оборудование закуплено, смонтировано и уже используется по назначению. Как ни искали представители Народного фронта канатных комплексов и детских площадок, но так и не нашли».
«Вообще, чиновники и мы об одном и том же городе ведем речь? Мы ее называли и площадкой-фантомом, и площадкой-призраком. Самое удивительное, что до сих пор площадки так и нет», — рассказала журналист Инна Чепелева.
«А сколько объект стоил-то», — спросил президент.
«Больше четырех миллионов рублей. Это муниципальное образование, город Рязань, зона отдыха, парк», — пояснила журналист.
«Четыре миллиона? То есть это городские власти заплатили деньги, подписали акт о приемке?» — уточнил Владимир Путин.
«Именно так. Подрядчик существует, он рязанский, он не какой-то иногородний», — ответила Инна Чепелева.
«Я уже, честно, думал, что у нас такого и не бывает. Какая наглость. Какой-то случай, конечно, удивительный. Я надеюсь, нас Бастрыкин Александр Иванович слышит и шанса проявить свои профессиональные качества не упустит», — сказал президент.
Впрочем, как совсем скоро выяснилось, бывает и по-другому. Свой блог в интернете президенту показала жительница чукотского Певека.
«Стало гораздо приятнее жить, за что спасибо. У нас появился сквер с фонтаном. Раньше мы не представляли, что такое пройти на каблуках. Сегодня я могу пройти на каблуках с собакой, как в большом городе», — поделилась журналист Валерия Хлебникова.
Журналисты из Иркутска обнаружили, что многоквартирный дом, построенный для выпускников детских домов, всего три года назад уже начал буквально разваливаться.
Журналисты из Пензенской области рассказали президенту историю о том, как ветеранам предоставили квартиру в хорошем новом высотном доме, но вот только лифты подключить позабыли. И в этом случае, как и в предыдущих, формальности вроде и соблюдены, а результата нет.
«Я представляю, знаете, если люди в возрасте, они спуститься не могут. Я жил без лифта почти до 30 с лишним лет. Соседку свою на руках носил на пятый этаж, потому что лифта не было, она не могла подняться. Ну, не каждый раз, конечно, но были такие случаи. Поэтому я прекрасно понимаю людей, которые оказались в такой ситуации», — рассказал Владимир Путин.
«Как могут СМИ повлиять на это?» — спросила журналист Анжелика Пальцева.
«Выступление в средствах массовой информации, конечно, безусловно, должно быть поводом для серьезного рассмотрения проблемы, это совершенно очевидно. Давайте еще раз подумаем над тем, как конституировать такую работу. Это так же, как вот Захар говорил по поводу собаки Павлова; это, насколько я понимаю, реакция должна быть на уровне первой сигнальной системы: «мясо вижу — слюна выделяется». Поэтому и здесь тоже, как посмотрел руководитель определенный сюжет или прочитал статью, реакция должна быть мгновенной. Вообще, что касается чиновников, с них особый должен быть спрос. Человек когда идет на государственную или муниципальную службу, должен понимать, что на его плечах особая ответственность перед людьми, и спрос строже, чем с кого бы то ни было другого. Повторяю, я не шучу», — сказал глава государства.
Владимир Путин отметил: формальным подходом можно зарубить любое благое начинание. Взять хотя бы программу утилизации мусора в рамках национального проекта «Экология».
«Нам нужно заниматься утилизацией, у нас десятилетиями скапливались эти полигоны так называемые, на которые никто никогда не обращал внимания. Просто никто и никогда. Просто сваливали, и все. Конечно, все уже перешло всякие границы и мы должны этим заняться. А что такой «заняться»? Мусороперерабатывающие заводы многие строить не хотят или рядом с собой видеть не хотят. Мусоросжигательные заводы — не хотят. Свалки — не хотят. Увозить — не хотят. А чего мы хотим? Мы хотим зарастать мусором? Тоже нет. Но здесь опасения и тревоги у людей не лишены оснований. Сейчас скажу почему. Потому что эти мусороперерабатывающие заводы, сжигающие и так далее, если их делают по мировым стандартам, то они будут работать, и людям не будут мешать, и проблема мусора будет решаться. А если их будут строить так, как детские сады некоторые или дома для сирот, то, конечно, это никуда не годится. Поэтому здесь, во-первых, на государственном уровне должны быть приняты соответствующие решения, и нужно строжайшим образом следить за качеством исполнения и на государственном уровне, и на общественном с вашей помощью», — пояснил Владимир Путин.
При этом, как подчеркнул глава государства, чиновники на местах должны прислушиваться к мнению людей, чтобы не возникало общественных конфликтов наподобие того, что развивается в последние дни в Екатеринбурге, где активисты протестуют против строительства храма на месте одного из городских скверов.
«Я об этом услышал, и то мельком, только вчера. Немножко даже удивился. Не понял, чего там происходит. Это ваша чисто региональная история. Как правило, люди просят, чтобы храм построили. А здесь кто-то возражает. Но все имеют право на собственное мнение. И если речь идет о жителях этого микрорайона, то, безусловно, нужно это мнение учесть. Ну а как же, если речь идет не о записных активистах, там, из Москвы, которые приехали для того, чтобы там пошуметь и себя попиарить, а если речь идет о местных жителях, то, конечно, это нельзя не учитывать. Я думаю, что храм должен объединять людей, а не разъединять. Поэтому с обеих сторон нужны какие-то шаги для того, чтобы решить этот вопрос в интересах всех людей, которые там реально проживают. Есть простой способ: провести опрос и меньшинство должно подчиниться большинству. Вот в этом и состоит принцип демократии. Но при этом, безусловно, нужно учесть и мнение, и интересы этого меньшинства. В данном случае что можно сделать: вот вы сказали там предполагается снос деревьев и так далее. Ну, пусть тогда инвесторы или кто там собирается строить, это городские власти или частные инвесторы, я даже не знаю, пусть они тогда обеспечат, чтобы в нужном для людей месте, где-то рядом совсем, был высажен другой лес, чтобы не меньше стало деревьев, а больше. Чтобы там разбили сквер, в котором люди нуждаются. Там, может, мамочки с колясками, хотят с детьми погулять. Это, понимаете, нужно не перетягивать канат и не ругаться друг с другом, а сесть и договориться. А городские власти, региональные власти должны заниматься именно этим: найти оптимальное для проживающих там людей решение», — подчеркнул Владимир Путин.
Эти слова президента в администрации Екатеринбурга были услышаны. В мэрии города сообщили, что строительство храма остановлено и уже в ближайшие дни проведут изучение общественного мнения. Без вмешательства федеральной власти возможно решить далеко не все вопросы. Несмотря на программу развития сельской медицины, врачей в деревнях по-прежнему не хватает. Детский врач Леонид Рошаль, который приехал на форум в качестве эксперта, предложить возродить систему распределения специалистов, которая существовала еще в советские годы.
«Если бы мы приняли пять лет тому назад распределение выпускников учебных заведений, которые обучаются, подчеркиваю, за государственный счет, и не только тех, которых направляет и оплачивает государство, на работу на три-четыре года — так, как это было, и никто от этого не помер, — мы бы быстро, в течение года-двух, решили бы эту проблему», — сказал сопредседатель Центрального штаба ОНФ, президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль.
«Давайте подумаем, я попрошу министра к этому вернуться, пообсуждаем с правительством возможность и реализуемость идеи распределения тех выпускников вузов, которые учатся на бюджетной основе. О них прежде всего, конечно, идет речь. Леонид Михайлович о них сказал. Ну, давайте подумаем, мы вернемся к этому еще вместе с Вами, с Палатой тоже, посмотрим», — пообещал глава государства.
В то же время, как отметили участники форума, изменения к лучшему в последние годы в российской медицине налицо. Нюта Федермессер, руководитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», рассказала президенту о том, каких изменений удалось достичь в оказании паллиативной помощи тяжелобольным людям.
«То, что произошло за последние несколько месяцев с паллиативом, это не только изменения в законодательстве, это еще и в программу госгарантий, фантастические абсолютно изменения, которые решают ключевые проблемы. Мы восемь лет стояли на месте. Это помощь иногородним, помощь людям, которым нельзя было оказывать паллиативную помощь не там, где они зарегистрированы. Теперь можно, это прописано в программе госгарантий. Мне бы хотелось, чтобы врачи, главные врачи клиник это начинали делать, понимая, что им за это ничего не будет», — сказала учредитель фонда помощи хосписам «Вера», руководитель Московского центра паллиативной помощи Нюта Федермессер.
Не обошли на форуме вниманием и проблемы образования. Но в большей степени говорили не о школьной программе, а о школьном питании.
Участники форума предложили сразу два решения: сделать питание бесплатным для всех школьников и передать контроль за его качеством от самих школ региональным или муниципальным властям.
«Конечно, хотелось бы расширить серьезным, существенным образом расширить количество детей, которые могут пользоваться бесплатным и качественным питанием. Но мы должны тогда посчитать объемы финансирования и определить источники. Мы не можем принимать решений, которые не будут реализованы. А так, конечно, сама по себе идея сделать бесплатным для детей как можно больше чего, в том числе прежде всего питание, над этим, конечно, всегда нужно думать», — сказал президент.
Крымские журналисты обратились к президенту с одной из самых насущных для полуострова проблем: ценами, которые сегодня в этом регионе выше, чем даже в соседнем Краснодарском крае.
«И все ждали, откроется Крымский мост, цены на продукты упадут, но они больше, чем в Москве и в Петербурге. В марте клубника в Петербурге 200 рублей, в Крыму — 600. И такая же ситуация с «Корпорацией развития». Я знаю, что губернатор Севастополя предложил, и Вы поддержали в марте отдельную нацпрограмму развития Севастополя, но очевидно, что пока крупные корпорации не заведут свои высокоточные производства, не считая, там, «Алмаз-Антей», и Севастополь и Крым, ну, тяжело будет эту нацпрограмму развивать. Можно ли севастопольцам и крымчанам надеяться на какое-то Ваше указание отдельное госкорпорациям по более срочному заходу в Крым и Севастополь?», — обратилась к президенту журналист Анна Шустер.
«Мы этим занимаемся, проблемы известны, Вы правы, я знаю об этом. Открыть Крымский мост было недостаточно, нужно обеспечить и железнодорожное сообщение. Вот когда крупномасштабный завоз пойдет товаров по всем направлениям, тогда, надеюсь, ситуация будет меняться. Ну, в конце года, с опережением графика, железнодорожная часть моста будет достроена и он заработает. Нужно заводить туда и сети, Вы правы. Соответствующие ведомства в Москве этим занимаются. Мы знаем эту проблему и будем над ней работать», — рассказал глава государства.
За два половиной часа общения участники форума успели обсудить множество проблем. Но сколько еще вопросов остается без внимания? Президент попросил журналистов и впредь не терять боевой настрой.