Коллектив музыкантов-андроидов покоряет Китай
Как говорится, запомните эти лица. Не исключено, что скоро они будут узнаваемы во всем мире. Во всяком случае, на своей родине первое в истории трио человекоподобных роботов-исполнителей традиционной китайской музыки уже хорошо пошумело, дав всего один концерт в крохотном зале.
Запись мгновенно разлетелась по соцсетям, даже государственные СМИ уделили минутку. Проект стал хитом, едва родившись.
Новых звезд музыкальной сцены зовут Яо Гуан, Ю Хэн и Кай Ян, что с китайского переводится как Бенетнаш, Алиот и Мицар (это звезды Большой Медведицы). Придумали все это не кустари-энтузиасты, а серьезные ученые из университета Цинхуа, того самого, почетным доктором которого недавно стал Владимир Путин и в котором учились два председателя КНР, включая нынешнего.
Репетиции ансамбля проходят в университетской лаборатории. И здесь все как у людей — педагоги работают над качеством звука, артисты выводят свои трели. Иногда кажется, что это и правда люди. Вот сидит женщина, репетирует движения. Честно говоря, завораживает.
В этом, наверное, и есть секрет успеха. Роботами, которые поют или отплясывают, сейчас никого не удивишь. Компьютер можно научить воспроизводить любые звуки. Но в том-то и дело, что звук здесь — не самоцель.
«Музыка — многогранное искусство. Мы пытаемся понять, может ли робот дать человеку больше, чем просто звук. Можно ли обучить его жестам, которым человек поверит?» — рассказывает доцент университета Цинхуа Ми Хайпэн.
Человеческий облик артистам придавала целая команда профессионалов. Раз речь о восприятии, любая мелочь имеет значение. Даже одежду роботам шили профессиональные костюмеры.
Искусство, впрочем, мир условностей и допущений. Барабанщик здесь все-таки больше похож на осьминога, чем на человека. А у флейтистки на каждой руке по три пальца. Больше просто не надо: на китайской флейте играют тремя.
Но кто будет считать пальцы, если музыкант — виртуоз? Дело в другом. Играй сердцем — учили нас в музыкальных школах. С этим-то как быть? Сердце в манекен не вставишь. А без него возможна ли настоящая музыка?
«Вот в этом и есть главная суть эксперимента. Мы смотрим не на то, как роботы играют музыку, а как эту музыку воспринимают люди. В будущем попробуем обучить роботов более богатому языку тела», — рассказывает Ми Хайпэн.
Пекинское трио, кажется, признали именно как артистов. Завалили предложениями гастролей, в том числе в Европе. А авторы проекта уже мечтают превратить его в квартет или квинтет — и периодически сами впадают в оцепенение, когда манекены вдруг начинают жить своей жизнью.