Уровень воды в Куйбышевском водохранилище достиг критической отметки
В Татарстане проблемы с речной водой. В буквальном смысле. На глазах обмелели заливы Волги, а некоторые речки и вовсе пересохли. И к этому тоже приложили руку люди, пытаясь, как это парадоксально не звучит, застраховаться от последствий весеннего половодья.
Уровень Куйбышевского водохранилища — одного из крупнейших в стране — упал почти на два метра, до критической отметки. И это тяжелый удар по местной экосистеме. Под угрозой нерест рыбы.
В Татарстане совсем летняя погода. Все в предвкушении сезона: рыбалка, катание на лодках. Но, похоже, ожиданиям не суждено сбыться, потому что большинство заливов Волги оказались сухими.
Свияга, Казанка, заливы Волги — теперь их и реками-то трудно назвать. Они мелеют так стремительно, что рыба не успевает уйти на глубину. На месте полноводной реки остались лишь лужицы. Мальки оказались в ловушке. Если в ближайшие дни водоем не наполнится, то рыба просто погибнет.
Уровень воды в Куйбышевском водохранилище начал падать в начале апреля и сейчас достиг минимума — чуть больше 50 метров. Вода продолжает уходить.
«С каждым днем воды становится все меньше. Сейчас не можем прибавить скорость, потому что боюсь налететь на мель», — говорит рыбак Дмитрий Калугин.
В Федеральном агентстве водных ресурсов опасались резкого паводка: синоптики предупреждали об угрозе наводнения. И воду из Куйбышевского водохранилища начали активно сбрасывать.
«Запас снега был в два раза больше, запас воды тоже на 20% больше. Гидромет дал такой прогноз, поэтому воду спустили», — рассказывает руководитель ФГУ «Средволгаводхоз» Фоат Мухаметшин.
В Гидрометцентре не учли одного: этой зимой не было сильных холодов, земля почти не промерзла. И во время стремительной и теплой весны все талые воды ушли в почву, а реки так не наполнились.
«В таких условиях рыба нереститься не может. Она сбрасывает икру, где попало: на камнях, глине, в русловых местах. И там гибнет», — говорит председатель федерации рыболовов-любителей РТ Нияз Ахмедов.
Нерест рыбы, который как раз проходит с конца апреля до начала июня, под угрозой. Икра щуки, сорожки, красноперки практически вся погибла. Следующей зайдет на нерест главная промысловая рыба этого региона — лещ.
«Рыба не может занереститься. Это на нескольких реках республики отмечается. Печально, потому что рыба с икрой мечется, начинает заболевать, погибает. Для некоторых видов рыб улов этого года уже будет потерян», — говорит доктор биологических наук Нафиса Мингазова.
В Федеральном агентстве водных ресурсов собрали экстренное совещание. Там решили, что с 15 мая сброс воды начнут уменьшать. Постепенно. Прежний уровень планируют восстановить к концу июня. Но экологи заявляют, что урон рекам уже нанесен серьезный. Гибнет не только рыба, но и моллюски, которые участвуют в очищении рек. Тысячи ракушек на берегу теперь еда для птиц.
Природа, конечно, со временем может взять свое и река частично восстановится. Но, как говорят экологи, если не предпринимать никаких мер, с каждым годом из-за вмешательства человека ей это сделать становится все труднее и труднее.