Федор Конюхов на веслах подбирается к мысу Горн
Тысячи миль сложнейшего пути в одиночку, в том числе и через неистовые 50-е широты Южного полушария. Первый, кто это сделал на весельной лодке — российский путешественник Федор Конюхов.
Сейчас, совершая очередную кругосветку, он подходит к важнейшей точке своего пути — мысу Горн. Это место называют «пастью дьявола», или «кладбищем кораблей». Там не бывает хорошей погоды. Даже когда нет ветра, корабли выбрасывает на рифы. За четыре столетия их затонуло целая тысяча. И многие с ценным грузом. Но даже в наши дни его никто не пытается поднять, главное — обогнуть мыс Горн.
Федор Конюхов идет на край света. Дальше только Антарктида. Эти воды у берегов Южной Америки моряки считают самыми опасными на планете. Редкая возможность осмотреть их с воздуха. 300 дней в году здесь бушуют штормы, в которых погибли сотни кораблей.
Яхты и паромы здесь еле держатся на плаву, а Конюхов — на весельной лодке. Сын Оскар каждый день на связи — передает информацию о погоде на финальном отрезке.
“Все по прогнозу, ветер сейчас усиливается. Я не знаю, как поведет моя лодочка. Я ее называю "ласточка". Финиш уже как Богу будет угодно. Океан мы пересекли”, — говорит Федор Конюхов.
За кормой 11 тысяч километров — это абсолютный рекорд. Больше чем расстояние от Лиссабона до Пекина. Лодку капсулу на пути не раз накрывал 12-балльный шторм, но последние 150 миль будут самыми сложными. В ближайшем городке, аргентинском Ушуайя, у местных моряков при упоминании мыса Горн мурашки по коже.
“Здесь часто дует опасный ветер с Антарктиды. Погода быстро меняется. Наши моряки всегда восхищались Федором Конюховом, он умеет чувствовать море. Это единственный человек в мире, который способен обогнуть мыс Горн на веслах”, — говорит капитан яхты Диего Кирога.
Конюхов гребет по 18 часов в день, а ведь ему уже 67 лет. Одинокая лодка в бурлящем океане — эти трогательные кадры снимают пилоты морской авиации Чили. Впервые за пять месяцев мореплаватель встречает людей и машет им рукой. Отчетливо видно: на левом борту волны сорвали часть солнечных батарей. Электропитания хватает только для навигации — систему обогрева пришлось отключить. В ледяной воде известный путешественник и православный священник сохраняет присутствие духа, даже когда встречный ветер тащит его назад.
“И все, что ты отработал неделю, в штормах, в холоде, в голоде, ты все это потерял. Он говорит, психологически очень тяжело. И потом опять ты начинаешь в этом направлении, чуть вперед продвинулся — и потом тебя опять отнесло. Вперед 200 миль, назад сто миль”, — рассказывает Оскар Конюхов.
В порту Ушуайя выстроилась целая флотилия команды Конюхова, которая встретит его у мыса Горн и проводит на твердую землю. Глядя на карту кораблекрушений, понятно без слов, почему у этого места во все времена была особая репутация.
“Моряки, которые огибали это мыс, получали право носить в ухе серьгу как знак храбрости. Причем в том ухе, которое было обращено к мысу во время прохода”, — рассказывает директор Музея истории мореплавания г. Ушуайя Данило Клемент.
Природа крайнего юга суровая и живописная. Долгожданный берег встретит Федора Конюхова снежными вершинами и камнями, вырастающими из воды. Их облюбовали морские котики и пингвины. Морские хищники пытаются понять, что это за диковина и пробуют ее на зуб.
“Сегодня акула подходит очень вредная. Подходит, хвостом бьет. Хлестко. Я ее багром отталкиваю. Ну а акулы же боли не боятся. Думает, что с ней играют», — рассказывает Федор Конюхов.
Так совпало, что Федор Конюхов огибает планету спустя ровно 500 лет после первого кругосветного путешествия Магеллана. Даже сегодня мореплаватели расширяют наше представление о мире и человеческих возможностях.