Масштабная афера в России — липовые болезни приносили гигантский криминальный доход
В разных регионах сотни россиян с удивлением узнали: они, оказывается, прошли диспансеризацию или дорогостоящее лечение. А самый вопиющий случай в Дагестане. Деньги Фонда обязательного медицинского страхования списывали на боевиков, уехавших воевать в Сирию.
Доктор: Дышите. Не дышите. Ну что ж, вы абсолютно здоровы. И не забывайте про гимнастику.
Больной: Спасибо, доктор.
Единственное, что в этой истории настоящее — ну, кроме стетоскопа и халата — так это деньги за осмотр, которые клиника получила через Фонд обязательного медицинского страхования. А приема никакого не было, и мы с доктором и в глаза друг друга не видели.
О том, что вы виртуально лечились, можно никогда и не узнать, если только специально не зайти на портал Госуслуг и не посмотреть в личном кабинете сведения об оказанной медицинской помощи.
Зияутдина Уйвасова из Махачкалы ждал там большой сюрприз.
«Обращение к неврологу по заболеванию на сумму 910 рублей 73 копейки. Было оплачено. Я там вообще не был в этой больнице», — недоумевает руководитель проекта «Монитор пациента» Зияутдин Увайсов.
А по бумагам — был и не раз. За год — на пять с лишним тысяч. Вроде и не так много, и деньги не из кармана, но оказалось — Зияутдин не одинок.
«Вот 90%, кто проверял, они обнаружили, что у них есть эти приписки. Я рассказывал об этом в соцсетях, и там также получал множество комментариев: «проверил, обнаружил, что мне тоже на 10 тысяч приписали», на 20. Один сказал, что его якобы лечили от онкозаболевания и получили 170 тысяч рублей за его лечение, и так далее», — рассказывает Зияутдин Увайсов.
В Дагестане лидером в лечении понарошку за настоящие деньги стала Хасавьюртовская городская больница. Но в деле, которое расследует Следственный комитет, она, конечно, не одна.
В августе задержали главу местного Фонда обязательного медицинского страхования, недавно продлили арест. История с приписками на десятки миллионов рублей тянется не первый год, а участники схемы, кажется, хорошо освоили школьную программу по литературе. Воровали почти по Гоголю.
«Установлено, что были представлены ложные сведенья о 622 лицах фактически умерших, а также выехавших в Сирийскую Арабскую Республику для участия в международных террористических формированиях, которым якобы государственный учреждения наши оказали медицинские услуги и списали лекарственные средства», — рассказывает глава Республики Дагестан Владимир Васильев.
Врачевание мертвых душ, ну или по крайней мере ничего об этом не подозревающих, это, конечно, не дагестанское ноу-хау. Схема вполне типичная. Вот пациентка из Самарской области:
«Мне оказывались услуги кожно-венерологическим диспансером, в который я никогда не обращалась», — говорит Тамара Правдина.
И еще больше 80 других услуг, даже скорая помощь к Тамаре Правдиной приезжала, она и не в курсе. А Марина Батырева из Курганской области прошла полную диспансеризацию в районной больнице.
«Я даже никогда там не была, на этой диспансеризации. Даже понятия не имею, какие врачи, какие кабинеты, и что там вообще делают», — удивляется Марина Батырева.
О своем визите к нескольким докторам Марина узнала от следователя, который ведет дело главврача, подозреваемого в приписках. Сомнения возникли, когда выяснилось, что для врачебного долга и тюремные решетки не помеха.
«Выяснилось, что два человека как минимум в принципе не могли проходить у него диспансеризацию. В частности, один был осужден в 2012 году Половинским районным судом за убийство и получил 10 лет, в настоящее время отбывает наказание в одной из колоний Курганской области. И второй также отбывал наказание», — рассказывает прокурор Половинского района Курганской области Сергей Стежко.
Похожие уголовные дела расследуют и в Тверской области, и в Смоленской. Суммы везде разные, но собрать по всей стране — набегает прилично.
«Благодаря экспертной деятельности страховщиков, в течение года возвращается до 40 миллиардов рублей. То есть это то, что не оплачивается и возвращается в систему обратно», — поясняет вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.
Это, конечно, не значит, что все эти деньги пытались украсть, но с другой стороны, страховые эксперты выборочно проверяют примерно 15% случаев, остальное — забота правоохранительных органов. А в федеральном Фонде медицинского страхования неравнодушных отправляют в "личный кабинет".
«В случае если они видят какие-то случаи медицинской помощи, которую они не получали, они имеют право обратиться с этим в территориальный фонд, в страховую компанию, где проводится соответствующая экспертиза, выявляются такие случаи, но массового характера нет, поэтому статистику такую мы не ведем», — говорит заместитель председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования Елена Сучкова.
Казалось бы, если даже в федеральном фонде не склонны драматизировать, то пациентам-то какое дело до приписок — воруют и ладно. Но те, кто внимательно погрузился в анамнез, уверены — не все так просто.
«Потому что в результате на приписки деньги выделяются, а когда человек сам хочет получить лечение, хочет получить лекарство в больнице, ему говорят: денег нету, мы не можем вам купить, идите, покупайте лекарство сами», — подчеркивает руководитель проекта «Монитор пациента» Зияутдин Увайсов.
После этого остается только оценить специфический юмор пациентов и посетителей все той же печально известной больницы в Хасавьюрте: «Вообще ни грамма нету, ни коррупции, ничего. Медикаменты есть, все есть. Клянусь моей подохшей коровой — есть!»