В Алтайском крае проблему нехватки учителей решают с помощью современных технологий
Педагоги ведут уроки в режиме онлайн, а ученики самостоятельно занимаются с виртуальными преподавателями. Правда, в некоторых населенных пунктах до сих пор проблемы с интернетом. Как помочь детям из небольших поселков получить полноценное образование и почему учителя не хотят ехать в деревню?
Инструкция «Как заниматься дома, если в школе нет учителя». Преподаватель по русскому и литературе в селе Николаевка ушел на пенсию. Замену не нашли. Все классы остались без предмета. Свободному времени обрадовались многие, но не 11-тиклассник Степан Мельман — ЕГЭ сдавать уже в этом году.
«Долгое ожидание, мне пришлось сделать хоть что-то лично от себя, как ученик, проявить инициативу. Я обратился сразу в Министерство образования — Министерство образования ничего мне не ответило. Я уже обратился в СМИ», — рассказывает школьник.
Помимо преподавателя литературы, в школе Степана уже три года ищут учителя химии и биологии. Молодые специалисты не хотят ехать в глубинку. Директор рассказывает: все дело в том, что жилье им предоставить не могут, да и зарплаты невысокие. За время вынужденных каникул по литературе про солнце русской поэзии старшеклассники уже успели забыть.
К началу учебного года в сельских школах искали 135 учителей, это данные с сайта Министерства образования Алтайского края. Так, например, в селе Шилово уже несколько лет не хватает шести педагогов — по русскому языку, химии, немецкому и по другим предметам. Практически половина штата. В длинном списке еще много школ в отдаленных районах региона.
Реальная цифра нехватки учителей может оказаться больше в несколько раз. Сколько действительно нужно преподавателей, чтобы решить проблему, никто не считал. Часто один педагог вынужден вести сразу несколько разных предметов. Как, например, на другом конце края в Сузопе. В местной школе 15 учителей.
«Я технологию веду, биологию, информатику, сейчас еще физкультуру», — говорит Оксана Калабина.
В Алтайском крае действует так называемая система «ученико-класс». В малокомплектных школах зарплата преподавателя зависит от количества уроков. А их совсем немного, нет даже параллельных классов.
«Ставка три-четыре тысячи рублей. Я получила семь, учитель высшей категории. 38 лет стажа», — рассказывают учителя.
Сегодня средняя зарплата в Алтайском крае в несколько раз выше — 24,5 тысячи. По закону, для учителей предусмотрены надбавки, например, за научную деятельность или успехи учеников на Олимпиадах. Только вот в Сузопе пока не могут похвастаться высокими достижениями, здесь даже интернет работает с перебоями.
На жалобы учителей пришел официальный ответ Министерства образования края: в школе раздут штат. Учеников мало, а учителей много. Необходимо оптимизировать.
В Министерстве образования отчитываются — у них по бумагам выходит, что средняя зарплата учителя 23 тысячи рублей. На деле сумма часто меньше в разы.
«Человек, который вкладывает в качество образования свои силы, то он, конечно, адекватно и получает зарплату. Что значит «мало получает»?! МРОТ получают все!» — заявляет врио замминистра образования и науки Алтайского края Марина Дюбенкова.
В селе Лушниково недалеко от Барнаула проблему временной нехватки преподавателей решили при помощи современных технологий. Английский ведет учитель из районной школы, в режиме онлайн по интернет-трансляции.
А в Николаевской школе, благодаря стараниям Степана, все же нашли преподавателя по русскому. Причем сразу двух. Обе работают в соседней школе. Признаются: занятость и раньше была большой, но других филологов поблизости нет.
В Министерстве образования Алтайского края тем временем создали рабочую группу, которая проверит, как действует система «ученико-класс» в малокомплектных школах.