Откровения подзабытого химика-перебежчика и нестыковки в британском подходе к делу Скрипаля
Опять к отставке Тиллерсона. Собственно, чем он был плох? Почему его нужно было уволить прямо сейчас? Предположу следующее. Тиллерсон в предыдущей своей жизни, не политической, много работал с Россией и хорошо знал нашу страну. И его, возможно, не устраивала эта новая наступающая сейчас ясность. Ясность, в которой нас с вами назначают виновными за все, изгоями, лишними на празднике жизни.
Чем был плох Тиллерсон, по сути, второй по значению начальник этой самой семьи цивилизованных народов? Возможно, он крепко подозревал, что мы с выделенной нам ролью не согласимся. Не согласимся просто взять и перестать быть, как бы кому этого не хотелось.
Но честно сказать, их надежды, увы, не лишены оснований. Знаете, откуда вообще взялась вся эта душераздирающая история с газом «Новичок»? Его изобрел наш химик, получил за это изобретение высокую премию. Сбежал в Америку вместе с образцами своего творения, откуда они появились в Англии. А теперь этот жизнерадостный старик дает интервью о том, какие мы чудовища. Вот на таких стариков надежда и упования, что нас не будет. А не было бы этого старичка и, скорее всего, никакого отравления в Солсбери не было бы. Во избежание любых кривотолков, дай бог ему всяческого здоровья!
Еще в конце 80-х группа из более чем 200 ведущих советских химиков отчиталась о завершении работы, на которую было потрачено 15 лет. Руководители проекта стали последними лауреатами Ленинской премии в 91-м году, перед самым распадом Советского Союза. Ученые-химики тогда решили действительно нетривиальную задачу: создали вещество, которое было абсолютно безопасным в хранении и при этом столь же абсолютно смертоносным в использовании.
«Эфир фосфорной кислоты. На него вот такая конструкция вешается. Соединяясь вместе, они получают некий блокатор, и человек просто не может дышать. Плюс паралич сердца. После этого человек погибает в течение 10-15 минут», — рассказывает в 1998-2003 гг. член комиссии ООН по биологическому и химическому оружию Игорь Никулин.
В химическую реакцию изначально безопасные компоненты вступают лишь непосредственно перед применением. Всего 100 граммов, полстакана этого вещества, распыленного над любым мегаполисом, способны убить несколько миллионов человек. К созданию нового химического оружия привлекли ученых почти всех республик СССР.
Известно, что уже готовое вещество изучали в лабораториях Новочебоксарска, Волгограда, в городке Шиханы в Саратовской области. Склады для смертоносного газа располагались неподалеку от литовского Алитуса, но больше всего хранилищ было на территории современной Украины, в городах Золотоноша, Кривой Рог, Очаков. Утечка могла случиться где угодно. Но, главное, производили и испытывали это оружие только на одном предприятии, в городе Нукус, Узбекской ССР. Он прекратил существование только в 92-м году.
«Американцы этот завод ликвидировали, то есть они производили его дегазацию, конверсию и так далее. Все результаты и все образцы у них есть на вооружении. То есть на сегодняшний день можно сделать вывод, что США и, возможно, Великобритания, являются единственными обладателями этого боевого отравляющего вещества», — сказал в 1998-2003 гг. член комиссии ООН по биологическому и химическому оружию Игорь Никулин.
Единственными еще и потому, что на вооружение российской армии «Новичок» так и не поступил. Это стало бессмысленно после того, как на Запад бежал один из разработчиков оружия: Виль Мирзоянов. Обвиненный в разглашении государственной тайны, он и сегодня спокойно живет неподалеку от Нью-Йорка. Как только американские спецслужбы получили от него формулу отравляющего вещества, оно потеряло всякий смысл военного применения. Обладая ядом, легко создать противоядие.
Об этом рассказал и сам беглый ученый в интервью британскому телеканалу Sky News: «Есть противоядие. Но как оно подействует? Вы на какое-то время спасаете человека, который отравлен этим агентом. На какое-то время проливаете человеку жизнь. Он не умрет, но останется инвалидом до конца его жизни. Без помощи других он не выживет».
Действительно просто, но только если ввести антидот в первые 10-15 минут после отравления. Иначе смерть неминуема. То, что Скрипаль и его дочь выжили, говорит о том, что тот, кто их отравил, точно знал химический состав отравы и заранее приготовил средство спасения.
Создать и то и другое, что называется, на коленке нельзя. Такими возможностями, по словам экспертов, не обладают даже крупные исследовательские лаборатории. Необходимо полноценное промышленное производство. Как раз такое, по совпадению, находится в Портон-Дауне, всего в 13 километрах от Солсбери, где и был отравлен Скрипаль.
Установить, где, кто и как синтезировал «Новичок», утверждают химики, относительно несложно. Современные средства диагностики позволяют определить место производства любого препарата с высокой точностью. По крайней мере российские ученые готовы показать британским коллегам, как это делается. Вот только приглашение об участии в расследовании в Москву из Лондона так до сих пор и не поступило.