Президент провел в Новосибирске заседание Совета по науке и образованию
Сегодня, в День российской науки, Владимир Путин вручил президентские премии молодым ученым. Глава государства для этого прибыл в Новосибирск. Там же провел заседание Совета по науке и образованию.
Путин подчеркнул, что господдержка должна быть направлена, прежде всего, на практические результаты в сфере науки, необходимо найти прорывные проекты и продолжать исследовательскую деятельность. А говоря о достижениях современности, президент сообщил, что у него, например, до сих пор нет смартфона.
Пучок нейтронов бьет точно в цель — исключительно по раковым клеткам. Прежде их насыщают бором. Этот химический элемент и запускает реакцию.
«При воздействии на него потоком нейтронов он взрывается, и если он находиться внутри клетки, то у клетки нет шансов выжить», — объясняет заведующий лабораторией биотехнологии Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения Академии наук Владимир Рихтер.
Нейтронам задает движение специальный ускоритель — разработка наших ученых, пока для лабораторных исследований. Если метод удастся внедрить в клиническую практику, это, без преувеличения, будет прорыв.
Над прорывными технологиями здесь работают и в рамках международных проектов. К примеру, таких масштабных, как экспериментальный термоядерный реактор. Он строится на юго-востоке Франции силами 39 стран. Его задача — обеспечить планету энергией экологически чистой и неисчерпаемой, сравнимой с солнечной. Ее источником станет водород, разогретый до состояния плазмы.
Чтобы воспроизвести термоядерные реакции, происходящие на Солнце, нужна температура до 10 миллионов градусов. Ее достигают в специальной установке. Но просто нагреть плазму недостаточно. Чтобы получить энергию, сверхвысокие температуры необходимо удержать, а для этого нужны особые термостойкие материалы. Их разработкой как раз занимаются новосибирские ученые.
Они, в свою очередь, получают доступ к передовым разработкам коллег. Бесценная научная информация. Ее приумножить помог бы крупный международный проект, созданный именно в России. К примеру, такой как Центр синхротронного излучения. Идею озвучили президенту ученые Сибирского отделения РАН.
Принцип действия установки похож на рентген, только в разы ярче. Просвечивает материалы и вещества. Без такого исследования невозможно, к примеру, создать новые лекарства или усовершенствовать электронные устройства. Проект недешевый, но, по опыту других стран, вполне окупаемый.
«Это сейчас место паломничества компаний, самых высокотехнологичных компаний. На нем зарабатываются деньги, которые позволяют синхротрон содержать», — сказал президент Российской академии наук Александр Сергеев.
«Нам в целом нужны крупные проекты в стране. Это правильно, они объединяют, мобилизуют, становятся сами по себе двигателями движения вперед. Я, конечно, с удовольствием всегда констатирую, что мы принимаем участие, скажем, в создании установок на быстрых электронах в Гамбурге, Париже, где-то там в Японии что-то делаем. Все это очень хорошо. У нас там есть время, но нужно создавать у себя. Плюс это компетенции дополнительные. Интерес у молодых исследователей будет», — отметил Владимир Путин.
Поддержать их интерес и не допустить утечки талантливых кадров — полдела. Стремиться нужно к тому, чтобы иностранцам тоже было интересно работать в России. Об этом президент говорил со студентами Института ядерной физики имени Будкера.
«Даже в моем окружении задумываются о том, чтобы уехать. И это немножко печалит, потому что ребята реально очень умные, потенциально будущие ученые», — рассказал один из студентов.
В.Путин: «Если умные, пусть остаются».
Реплика: «Но, знаете, их же надо как-то завлечь».
В.Путин: «Мы хотим, чтобы талантливые, перспективные специалисты оставались в нашей стране. Но мы не будем держать их на цепи. Это невозможно и неправильно. Человек имеет право в сегодняшнем мире выбирать то место и то занятие, которое ему по душе. Мы за последние 15 лет в 3,7 раза увеличили финансирование науки. Это большие цифры. Создаются и возможности для исследований, мегагранты вот эти. Там примерно 50 на 50 получили исследователи из нашей страны и иностранцы. Мы ведь тоже иностранцев привлекаем, и они приезжают. Их чуть больше половины среди мегагрантников. Они приезжают и проводят здесь по полгода. Некоторые наши бывшие соотечественники возвращаются».
Десятый год подряд в России вручается премия молодым ученым. Конкуренция работ неизменно высокая. Геолог Константин Кох предложил более совершенную технологию выращивания кристаллов для высокоточных приборов. Историк Никита Башнин реконструировал и опубликовал ценнейшие документы из монастырских архивов, самые ранние из которых датированы XV веком. Биофизик Максим Никитин разработал наночастицы, способные отличать больные клетки от здоровых и адресно доставлять лекарства.
«Научили один агент анализировать сразу большое количество биохимической информации. В то время, когда он проплывает мимо здоровых клеток, он будет инертен. В тот момент, когда он приблизился к больной клетке, либо убивает ее, либо лечит», — рассказал Максим Никитин.
Лауреаты премии тоже приняли участие в заседании Совета при президенте по науке и образованию, где говорили о том, что мир — на пороге технологической революции. И не нужно ждать, когда она начнется — надо самим ее вершить.
«Очевидно, что сейчас лидером станет тот, кто будет обладать собственными технологиями, знаниями, компетенциями. Они становятся важнейшим ресурсом развития, обеспечивают суверенитет страны без всякого преувеличения, — сказал президент. — И, безусловно, страна ждет от науки новых решений, которые могут изменить качество жизни людей, придать мощную динамику развитию России».
И таких решений становится больше. Один из самых авторитетных научных журналов, британский Nature, назвал Россию в числе стран, которые в последние годы внесли наиболее весомый вклад в развитие мировой науки. Особенно так называемых наук о жизни. Публикаций наших биологов, генетиков, физиков, химиков стало на 60% больше, чем прежде. И в этом смысле мы обогнали даже страны, традиционно лидирующие в этой области. Наши ученые, к примеру, проводят геномные исследования, которые еще недавно казались фантастикой.
О.Донцова: «Большая проблема в настоящее время – это то, что много детей рождается с непереносимостью коровьего молока. Применяя такие технологии, легко исправить этот недостаток и сделать такую корову, которая будет давать молоко, которое детьми будет усваиваться легко. Хочу привести пример Московского университета, в котором, благодаря программе его развития, Виктор Антонович Садовничий поддержал создание лаборатории по геномному редактированию. И в настоящее время в этой лаборатории создано уже 17 линий таких мышей, в которых геном был определенным образом отредактирован, и ведутся исследования по их изучению в настоящее время».
В.Путин: «Надо подумать над такой программой, я согласен. Главное, чтобы мыши не превращались в крыс в этой лаборатории, а превращались в корову, которая дает правильное молоко».
О.Донцова: «Но начать-то надо все равно с мышей, а уже потом коровы».
В.Путин: «Да, я согласен».
Возрос почти в полтора раза за последние пять лет и вклад российских ученых в международную базу данных Web of Sience — она объединяет публикации и о передовых исследованиях, и о запатентованных разработках. В «майских указах», к слову, этот показатель закладывался скромнее.
По словам президента, для развития науки только господдержки мало — нужно привлекать частные инвестиции. Только при таком поступательном движении можно создать условия для глобального научно-технологического рывка.