Владимир Путин высоко оценил просветительскую деятельность российских мусульманских организаций за рубежом
Развитие отечественной богословской школы стало одной из главных тем разговора Владимира Путина с муфтиями и руководителями Болгарской исламской академии. Встреча состоялась в Казани, где президент находится с рабочей поездкой. Речь также шла о просветительской деятельности мусульманских организаций.
Перед встречей с лидерами мусульманских религиозных организаций президенту показали макет Болгарской академии — крупнейшего исламского центра в России.
Прежде получить мусульманское образование в России можно было в медресе — это аналог средней школы — и в специальных исламских вузах. Их в нашей стране более 30, но готовят там только бакалавров. Тем, кто хотел продолжить обучение, приходилось постигать ислам за рубежом, как правило, в арабских странах Ближнего Востока. Но с сентября прошлого года это можно сделать, не выезжая за границу. В академии, основанной в Болгаре, столице древнего государства — Волжской Булгарии, — преподают на трех языках: русском, татарском и арабском. По словам Владимира Путина, это важный шаг на пути возрождения богословского исламского образования в России.
“Без всяких сомнений, традиционный ислам является важнейшей частью российского культурного кода, а мусульманская умма, вне всякого сомнения, важная часть российского многонационального народа. До революции 1917 года наши российские мусульманские богословы были признаны во всем мире в качестве очень уважаемых людей, их мнение высоко ценилось. Конечно, за годы советской власти многое было утрачено, если не все. Многое было выхолощено. Нам надо создавать свою школу”, — отметил Владимир Путин.
Тем более что новый исламский центр может стать зоной притяжения и ориентиром для других стран. Речь не только о ближнем зарубежье. Председатель совета муфтиев России рассказал президенту об интересе из Европы, в последние годы столкнувшейся с притоком большого количества мусульман.
“Меня посол Испании пригласил прочитать лекцию в Испании. Они говорят, мы вам даем огромную аудиторию, расскажите, как вы строите государственно-церковные отношения?” — рассказывает председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.
“Неслучайно к вам обращаются за помощью, поддержкой, по сути, в просветительской работе, в других странах. Разница, правда, большая между нами и этими странами заключается в том, что наше исламское сообщество российское, оно живет дома. Россия — это наша общая родина, а те страны, о которых вы говорите, это те страны, которые принимают представителей ислама в качестве иммигрантов. Они либо иммигранты, либо дети иммигрантов. И очень часто это протесты внутренние, они связаны с тем, что люди чувствуют себя ущемленными, особенно молодежь. И среди нашей молодежи много проблем, много всяких идей. Но с этими идеями, даже деструктивными, можно бороться только одним способом — с помощью других идей”, — отметил Владимир Путин.
Президент отметил: важная работа ведется внутри мусульманских общин, в мечетях, где имамы учат отличать традиционный ислам от его радикальных форм. И здесь, как считает Владимир Путин, молодые люди, делающие первые шаги в постижении религии, должны получать ответы на свои вопросы от молодых муфтиев.
“Возраст действующих муфтиев заставляет нас задуматься о том, что нужно готовить смену. Но готовить на собственной национальной базе, на основе нашего традиционного ислама”, — считает Владимир Путин.
Так что поддержка исламского образования в России будет продолжена и в крупных государственных вузах, и через религиозные учебные заведения — от небольших медресе до исламской академии.