В Сирии авиабазу Хмеймим атаковали фанерные дроны с высокотехнологичной системой наведения
Миру предстоит осознать, что он столкнулся с новой опасностью. Террористы осваивают технологию беспилотной авиации. В Сирии в ночь на 6 января террористы пытались атаковать авиабазу Хмеймим и пункт технического обеспечения в Тартусе. Атаковали с использованием 13 беспилотников. Их запустили с большого расстояния, более 50 километров. Семь беспилотников сбиты. Шесть — посажены, было перехвачено управление этими дронами.
На вид беспилотники произведены кустарно — фанера, изолента. Но вот система наведения, как говорят специалисты, совсем даже не кустарная. В ходе войны боевики уже использовали дроны. В основном для разведки. Иногда сбрасывали с них гранаты. Но тут — сразу 13 беспилотников! Кто научил этому террористов?
Эта атака имеет политическое значение. Сейчас на востоке провинции Идлиб сирийская армия развивает наступление на антиправительственные группировки. Это не ИГИЛ. ИГИЛ практически разгромлен. Это местные исламисты, филиалы «Аль-Каиды» и прочий сброд. Эти группировки некоторые западные партнеры пытаются выставить цивилизованной оппозицией режиму Башара Асада. Очень скоро состоится Конгресс по национальному сирийскому диалогу, 29-30 января в Сочи. Если боевики побегут, что очень вероятно, это ослабит позиции противников Асада. Вот политическая подоплека этой атаки.
Невзрачная птица высокого полета. Фюзеляж небрежно перемотан скотчем. Деревянный пропеллер. Ржавые болты. Сложно представить, что это вообще может взлететь. Да еще и нести четыре килограмма взрывчатки. Боеприпасы похожи на мины, радиус поражения 50 метров. Главное — мозги.
«Приемники воздушного давления, контроллер, который обеспечивает программированный полет. Естественно, он оснащен датчиком GPS, и весь полет данного беспилотного летательного аппарата происходит путем считывания координат, которые заложены в программу. И сверка их с истинными координатами, где он находится», — рассказывает начальник Управления строительства и развития системы применения БПЛА Генштаба ВС РФ Александр Новиков.
Вот данные, точнее, маршрут, заложенный в программу одного из беспилотников: взлет из провинции Идлиб. Далее на восток в сторону Латакии. Расстояние около 50 километров. К российской авиабазе для нанесения удара. Как указано, пролет над аэродромом должен был проходить на высоте около двух километров.
Сам беспилотник — планер, фанерный фюзеляж. Пенопластовые крылья. Двигатель от мопеда. В центре топливный бак — запас горючего на 100 километров полета. Под крыльями — боеприпасы. Над заданной точкой сброса компьютер подает сигнал. Выдвигается пилон, который держит бомбы при помощи креплений. Было запланировано, что после выполнения задачи — беспилотники возьмут курс обратно, в провинцию Идлиб.
Так выглядит полет подобных аппаратов на экране оператора, показывают разработчики беспилотников. Здесь проектируют и собирают гражданские образцы подобного класса, например, для геодезистов. И хорошо знают где, что и как можно приобрести.
«Автопилот должен содержать хорошую карту хорошего разрешения. Ну, которые не продаются в интернете просто так. И программу не купишь», — отмечает разработчик беспилотных летательных аппаратов Сергей Мизя.
Кроме того, точные координаты авиабазы — а в беспилотниках они были указаны вплоть до метров — тоже в интернете найти нельзя. Эти данные можно получить только при помощи средств космической разведки. Беспилотники были запущены из провинции Идлиб с территории — зоны деэскалации, которую контролирует Турция. И именно об этом на встрече с главами российских печатных СМИ и информационных агентств спросили Владимира Путина.
«Я перед тем, как войти в это зал прямо из соседнего кабинета, разговаривал с президентом Турции. Мы в том числе обсуждали и эту ситуацию. Я уверен, что ни турецкие военные, ни турецкое руководство, турецкое государство не имеет к этому инциденту никакого отношения. Хотя действительно, эту часть идлибской зоны должна контролировать Турция. Но надо прямо сказать, и нам не всегда удается контролировать то, что мы должны там контролировать. И турецким партнерам тоже не всегда это удается сделать. Но это не значит, что там кто-то спровоцировал — в данном случае турецких партнеров. Там провокаторы были, но не турки, и мы знаем их, кто они такие, знаем, сколько и кому они платили за эту провокацию. Что касается этих инцидентов, то ничего в этом хорошего нет, это тоже провокация, направленная на срыв ранее достигнутых договоренностей, первая. И вторая цель, это, конечно, наши отношения с партнерами, и с Турцией, и с Ираном, тоже попытка разрушить эти отношения. Мы это прекрасно понимаем, поэтому будем действовать солидарно», — сообщил Владимир Путин.
Это то, что касается политических целей. Но были, конечно, и чисто военные. Полет эскадрильи беспилотников должен был выполнить сразу несколько задач, убеждены эксперты. Одна из них — разведывательная: работа наших ПВО и РЭБ. Иначе, говорят, как объяснить такое совпадение: в небе в этом районе в назначенный час барражировал американский самолет-разведчик «Посейдон».
«Задача стоит попытаться вскрыть нашу противовоздушную оборону и зафиксировать, когда мы засекли цели, как мы действовали, через какое время вышли на уровень готовности, когда начали их уничтожать», — поясняет руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, военный эксперт Александр Жилин.
Российская система защиты сработала безупречно: семь беспилотников уничтожены на подлете зенитно-ракетным комплексом «Панцирь-С». Шесть посажены системой радиоэлектронной борьбы. Три из них можно сказать самоуничтожились: боеприпасы сдетонировали при посадке.
«По моему мнению, над созданием работали ЦРУ и израильский «Моссад». В аппаратах, вероятно, использовались внутренние коммуникационные и спутниковые системы этих спецслужб. Только так 13 беспилотников могут эффективно преодолеть большое расстояние и провести атаку на военную базу. Система прокладки маршрута была разработана слишком профессионально для террористов», — отметил бывший офицер армии США, специалист по борьбе с терроризмом Скотт Беннетт.
То, чем пользуются террористы, видно на этих кадрах: трофеи, захваченные при освобождении Аль-Маядин в октябре прошлого года. Целый авиапарк дронов: для слежения, ударные — с самодельным креплением под боеприпасы, спаренные — для поднятия более тяжелых бомб. А вот так выглядят кустарные — редкий экземпляр, на радиоуправлении, полет недолгий. Здесь же фабричные западные образцы беспилотников.
О том, что террористы ИГИЛ используют подобные аппараты, в Пентагоне признавались не раз. Конечно, заявляя, что все это дела коммерческие.
«Мой предшественник признавал, что противник использовал произведенные в США устройства не только для ведения наблюдения, но и для доставки взрывчатых веществ. Чтобы предотвратить работу устройств, находящихся в распоряжении ИГИЛ, была создана специальная система. И используются другие технологии, способные обнаруживать идентифицировать, отслеживать и уничтожать аппараты, угрожающие беспилотному авиационному комплексу США», — сообщал полковник ВВС США Джон Дорриан.
Откуда у террористов и техника, и навыки, конечно, ни слова. Так было и прежде: скажем, когда в руках боевиков ИГИЛ оказывались современные американские противотанковые ракетные комплексы «Джавелин».
Поставка вооружения, обучение — в этой сирийской компании было, кажется, все, начиная с 2011 года, когда Штаты щедро вооружали так называемую оппозицию для борьбы с правительственными войсками. А потом боевики целыми отрядами становились под черные знамена. Приобретенные под чутким руководством американских инструкторов навыки нередко обращались и против самой коалиции во главе с США. И эти же люди, хорошо обученные, пройдя такую школу, теперь перебираются в Европу. Потому какой может быть новая тактика террористов в городах, даже страшно представить.
«На этой компьютерной анимации хорошо показано наше недалекое будущее. Беспилотник с пулеметом или взрывчаткой уничтожает живую силу. Машины, похожие на эту, уже существуют, но доступны они только засекреченным военным подразделениям. Правда, кто знает, что будет через 10 лет? Однажды, не дай бог, конечно, в любом городе с неба может упасть целая стая небольших аппаратов — каждый с парой килограммов взрывчатки, и вместе произвести мегатеракт, какого мы еще не видели. — говорит специалист в сфере беспилотных систем и охранных технологий Роман Таркан.
«Соединенные Штаты Америки сознательно выпустили опаснейшего джина из бутылки. Они своими руками фактически открыли войну без правил. Разрушена система контроля и ответственности за использование высокотехнологичного оружия, вот в чем ужас», — подчеркивает руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, военный эксперт Александр Жилин.
Ключи от неба у специального оборудования. Если сканер дрон не распознал — его нет в прошивке — то аппарат идентифицирует уже камера. Дальше в ход идет ружье — мобильный комплекс радиоподавления.
Дрон зависает в воздухе. Теряет связь. Монитор у оператора дрона гаснет. Джойстики не работают. После аппарат сам в растерянности садится. Можно поставить глушилку и такую — стационарную, чтобы пушкой не целиться каждый раз. Конечно, выйдет дороже, зато заслон для дронов автоматический.
Но дело в том, что беспилотные летательные аппараты уже давно бороздят небо, а вот защита только-только начинает внедряться. И если проблему ответственности и контроля за высокими технологиями, которые могут быть использованы террористами, не обсуждать сегодня, и на самом высоком международном уровне, уверены эксперты, эта угроза в конечном счете может оказаться пострашнее ядерного оружия.
В продолжение темы: российская военная разведка установила место, где террористы собирали и хранили свои беспилотники. Этот цех в провинции Идлиб был уничтожен ударом высокоточного артиллерийского боеприпаса «Краснополь».
Также менее чем за две недели наша разведка нашла тех, кто обстрелял авиабазу Хмеймим из минометов 31 декабря. Командование российской группировки разработало спецоперацию, на конечном этапе которой группа Сил специальных операций установила место базирования диверсионной группы боевиков — рядом с западной границей провинции Идлиб.
Было организовано непрерывное наблюдение. И когда террористы готовились к посадке в микроавтобус, они были уничтожены ударом все того же высокоточного боеприпаса «Краснополь». Заслуженное возмездие.