К юбилею программы «Время»: с 2008-го по настоящее время
Мы продолжаем наш рассказ о программе «Время», первый выпуск которой вышел в эфир 1 января 1968 года. 50 лет, юбилей. К этому юбилею мы подготовили несколько спецпроектов. Пять десятилетий — пять материалов, каждый об одном десятилетии. Сейчас — пятый материал, завершающий: с 2008-го по настоящее время.
2008 год для «Времени» особенный. Год нашего переезда. Из корпуса АСК-3, где программа прожила 28 лет, через дорогу — в основной корпус телецентра «Останкино». Но это было не просто новоселье. Для программы «Время» это был долгожданный прорыв, хоть и с небольшой задержкой, но одними из первых в России, в техническом смысле мы окончательно переехали в век XXI.
2 марта 2008 года 18 часов. Наш последний эфир из старых студий и аппаратных. Через три часа «Время» выходит на новом месте с новой техникой.
Готовиться к этому эфиру мы начали за три месяца. Выполнив обычную работу, все сотрудники бегут тренироваться в другое здание. Корреспондент получает задание всего за полтора часа до тренировочного эфира.
«Шеф-редактор говорит: «Снимите репортаж про привидение в Останкино». Боже мой, какие привидения, кто их вообще видел, ничего не знаю. «Вы — репортеры, идите, работайте, ребята, время пошло», — вспоминает Георгий Олисашвили.
Руководитель Дирекции информации Кирилл Клейменов, кажется, был уверен: справимся в экстремальной ситуации, дальше будет проще.
«По сложности технологической эта история, наверное, сопоставима с пересадкой на ходу из-за руля жигулевской «Копейки» за штурвал гоночного болида на ходу. И мы, конечно, считали риски», — говорит директор Дирекции информационных программ Первого канала Кирилл Клейменов.
Олимпиада в Пекине. Чемпионский прыжок Исимбаевой. Побед много. Но 8 августа 2008 года на первом плане другие новости: грузинские «Грады» бьют по спящему Цхинвалу. Погибли наши миротворцы. Под обстрелом работают наши съемочные группы.
Это потом Михаил Саакашвили заедал истерику галстуком. Но что чувствовала корреспондент — мать двоих детей, когда на нее обрушилась война?
«Такого просто не могло быть в цивилизованном мире, что отдадут приказ уничтожать людей, мирное население. Кто там оставался-то, господи! Женщины, дети и миротворцы», — вспоминает заведующая корпунктом Южного бюро Первого канала Ольга Кирий.
Глава Госсовета Южной Осетии звонит на мобильный Кириллу Клейменову.
«Значит Кирилл, прошу записать и передать руководству России: полгорода горит, артиллерия «Град» ведут огонь по городу», — сказал Анатолий Баранкевич.
Барак Хуссейн Обама — первый чернокожий президент США. А наши ведущие тренируют артикуляцию на имени проснувшегося в Исландии вулкана — Эйяфьядлайекюдль. Антивещество запущенного андронного коллайдера может погубить Землю. Мэр Лужков отправлен в отставку. А Владимир Путин в должности премьера приезжает в наш новый дом.
Новое место и техника дают почти неограниченные возможности. По тем временам это единственная в Европе, полностью цифровая студия. Поклонник цифровой техники Дмитрий Медведев, кажется, был впечатлен. На Ближнем Востоке «арабская весна». В Каире захвачена наша группа.
«Нам надели повязки на глаза, завязали руки за спиной, в буквальном смысле забросили в машину лицом в пол, долго очень везли куда-то, высадили, поставили на колени, и за спиной мы услышали передернувшийся затвор. Вот тогда стало страшно, конечно», — рассказывает оператор программы "Время" Павел Байдалов.
За тем, как легко сломался сургуч, следили миллионы фанатов игры номер один. Чемпионат мира по футболу 2018 года — наш!
В Ливии зверски убит Муаммар Каддафи. Олег Шишкин своими глазами видит, во что превращается страна.
«Слова «терроризм», «ИГИЛ» становятся привычными, уже обыденными, а другое дело, когда приезжаешь в Ливию и видишь, как некогда процветающая страна сейчас просто лежит в руинах, то уже никаких вопросов нет, почему надо бороться с терроризмом», — поясняет корреспондент Первого канала Олег Шишкин.
Ведущие канала расписывают матовые люстры для благотворительного аукциона «Добрый свет». Помощь тяжелобольным детям. Собирались деньги для двух больниц, набрали на шесть. Но с собранных денег требовалось заплатить налоги.
«Чтобы не пострадали деньги людей, которые собраны были целенаправленно для помощи детям, Первый канал заплатил сам этот налог, и вот эта вся сумма не пострадала», — объясняет продюсер Дирекции информационных программ Первого канала Наталья Голуб.
При взлете разбивается Як-40 с хоккейной командой ярославского «Локомотива». Павел Краснов не может забыть — целый город рыдал навзрыд.
«Он был частью этого города, он был любимой частью, он был любимой командой для всех, и просто в одночасье просто кусок из груди вырвали и у города, и у каждого, кто там жил», — говорит корреспондент программы "Время" Павел Краснов.
В Японии землетрясение и цунами. Авария на АЭС «Фукусима».
В студии «Времени» Микки Рурк обаял не только ведущую Юлию Панкратову и зрителей, но и всю эфирную бригаду. Гостями программы было немало голливудских знаменитостей — режиссеры и актеры и даже создатель «Фейсбука» Марк Цукерберг.
Владимир Путин — президент России. А наша сборная по хоккею — чемпион мира в 26-й раз. Репортаж о победе наши зрители смотрят на широком экране — устаревший формат четыре на три в прошлом.
У останкинского пруда рядом с телецентром Первый канал установил памятник изобретателю телевидения Владимиру Зворыкину. В композиции как раз телевизор старого формата — четыре на три.
Закончился календарь майя, но мир опять выжил. Последние секунды планеты в Гватемале отсчитывал Антон Верницкий.
«Как видите, никакого конца света не произошло, пирамиды в Тикале как стояли, так и продолжают стоять», — сказал корреспондент Первого канала.
Во «Времени» опять голливудские знаменитости. Яна Подзюбан беседует с режиссером Стивеном Спилбергом и дарит старую 8-миллиметровой камеру.
«До конца интервью он глаз с нее не сводил, иногда даже поглаживал. А потом, как рассказали охранники, он еще целый день с ней бегал, всем показывал, рассказывал и делал вид, что снимает», — вспоминает корреспондент программы "Время" Яна Подзюбан.
С Кэмерон Диаз Яна печет блины. Учит Денни Де Вито лепить сибирские пельмени. С Уиллом Смитом играет в гольф. А с автором «Аватара» Джеймсом Кэмероном беседует поближе к космосу, в планетарии.
А космос, между тем, напоминает о себе неожиданным образом. Челябинский метеорит вызывает вопросы за границей. Что это за стандартный набор слов у русских после взрыва.
Главная тема на саммите «большой двадцатки» в Санкт-Петербурге — Сирия. Наши корреспонденты рассказывают о наводнении на Дальнем Востоке. Почти без всего остались 135 тысяч человек. Девятичасовой благотворительный марафон «Всем миром» — сбор средств пострадавшим. Кто-то шлет одну платную СМСку, кто-то 500.
Наши коллеги звонят и говорят спасибо. Одна семья пенсионеров перевела обе свои пенсии.
«Она говорит: «Да вы не волнуйтесь, у нас есть погреб, у нас есть внуки. Мы проживем в отличие от тех, кто на Дальнем Востоке, они не знают, как прожить», — рассказывает ведущий программы «Время» Виталий Елисеев.
В итоге собрано 830 миллионов рублей. Строится жилье, закупается все необходимое
Сотрудник ЦРУ Сноуден в России. Создатель «Викиликс» Ассанж прячется от ареста в посольстве Эквадора в Лондоне. В Сочи — Олимпиада. Заряд энергии такой, что наши коллеги были готовы работать сутками.
«Когда сейчас вспоминаю об этом, у меня по телу идут мурашки», — рассказывает продюсер Дирекции информационных программ Первого канала Наталья Литовка.
Даже нераскрывшаяся сразу в пятое кольцо снежинка в итоге становится еще одной изюминкой праздника. А ведь злопыхатели говорили: «Не получится».
«Просто огромное количество помоев вылили на нас — ничего не успеют, ничего не получится. И вот это на таком контрасте. Это фантастические объекты, это эмоции, это вот ощущение на вдохе. И праздник, сумасшедший праздник», — вспоминает корреспондент программы "Время" Иван Прозоров.
Завораживающее шоу — сон девочки по имени Любовь, путешествие во времени. Драматическая история страны без лубка и стереотипов. Придумавший этот яркий праздник Константин Эрнст в аппаратной Олимпиады.
А другие наши коллеги работают на Майдане. «Москаляку на гиляку». «Украина це Европа». Сначала там стало опасно для русских журналистов, а потом Майдан отравил ненавистью целую страну.
«Она расползалась как зараза, и Майдан, который мы все помним как такую веселую альтернативу украинскому избирательному процессу, превратился в нечто такое угрюмое, мрачное, агрессивное, и в конечном счете кровавое», — отмечает корреспондент программы "Время" Кирилл Брайнин.
Донбасс не признает власть путчистов. А Киев посылает войска. Наши корреспонденты рассказывают о том, о чем западные коллеги и политики равнодушно молчат.
Александр Евстигнеев говорит: после этого обстрела, когда прошел животный ужас, он почему-то сразу вспомнил о друге детства с Украины. Сейчас он — сторонник «Правого сектора».
«И, возможно, прилетало от твоего школьного детского друга. И это ни в какой нормальной разумной голове не укладывается», — говорит корреспондент программы "Время" Александр Евстигнеев.
Под донецком смертельно ранен наш оператор Анатолий Клян. Дядя Толя. Теряя силы, он пытается не разбить камеру. С ним там работал Евгений Лямин.
«За час до этого Толя звонил жене, спрашивал, как там наш сегодняшний сюжет. А на следующий день первый сюжет во «Времени» был о его смерти. Это до сих пор не укладывается в голове», — говорит корреспондент программы "Время" Евгений Лямин.
Переехавший из-за угроз националистов из Киева Виталий Кадченко говорит, в Крыму оказался как будто на другой планете.
«Люди вывешивали триколоры на балконах, таксисты ездили с российскими флагами. Была полная уверенность того, что иначе быть не может. Крым в любом случае станет российским», — рассказывает заведующий Крымского бюро Виталий Кадченко.
В Крыму — вежливые люди, референдум и ликование: «Мы в России, ребята! Ура!»
«Это просто праздник какой-то. Тысячи жителей Симферополя пришли сегодня на центральную площадь города, чтобы всем вместе отметить событие, которого так долго ждали», — рассказывает корреспондент программы "Время" Тимур Сиразиев.
И еще. Уже в Москве.
«После длительного плаванья, Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань, к родным берегам, в порт постоянной приписки», — заявил Владимир Путин.
Это время первых санкций Запада и антисанкций России. Запрет на импорт продуктов из стран ЕС. Падает цена нефти и рубль. Граждане вспоминают кризис 1998 года. Но скупают не крупы и консервы, как тогда, а автомобили, бытовую технику и электронику.
В Минске подписаны договоренности по конфликту на Украине. Лидеры Германии и Франции говорят: выполнение соглашений — условие снятия санкций. А в Москве на мосту перед Кремлем убит оппозиционный политик Брис Немцов.
Регулярные теракты по всей Европе. Удары нашей авиации по террористам в Сирии резко меняют расклад сил в этой стране. Хмеймим теперь постоянная авиабаза. А наши телегруппы работают в Сирии уже на постоянной основе, в том числе на передовой.
«Страшно, наверное, стало уже вот в тот момент, когда я понял, что это по нам, по мне стреляли, для того чтобы убить. Но вот здесь проблема, потому что страх страхом, а работать все-таки надо», — рассказывает корреспондент программы "Время" Михаил Акинченко.
Крым уверено интегрируется с Россией.
70-летие Победы. Наши коллеги работают в эфире несколько часов. Во время военного парада встречаются легендарная тридцатьчетверка и принципиально новый основной танк нашей армии.
Ставшая уже традиционной акция «Бессмертный полк». Только в Москве с портретами своих героев к акции примкнул почти миллион человек.
«Ты чувствуешь, как из какой-то толпы людей, которые как будто бы просто вышли погулять, они превращаются в такой единый организм, и ты как будто бы пульс чувствуешь. Тут невозможно остаться в стороне», — делится впечатлениями Ольга Паутова.
В Северной Корее американский студент приговорен к 15 годам лишения Свободы за попытку украсть агитационный плакат на память. Юрии Липатов, отработавший в Пхеньяне, узнал об этом с ужасом.
«В чемоданчике лежало ровно два плаката. Я их купил совершенно официально в магазине, но как это докажешь спецслужбам. На самом деле плакаты — это формальный повод, у нас же была видеозапись, которую мы делали тайком», — рассказывает корреспондент программы "Время" Юрий Липатов.
Олимпиада в Рио. 56 олимпийских медалей. 4-е место в командном зачете.
Год назад информационные программы выходят с жуткой новостью из Сочи: разбился борт Минобороны, летевший в Сирию. Среди погибших наши Дима Рунков, Вадим Денисов и Саша Сойдов. Это была просто очередная срочная командировка. Сегодня погибшие коллеги смотрят на нас с портретов у входа в редакцию.
Британия решает выйти из ЕС. А Испания чуть было не лишилась Каталонии. В Белый Дом из пентхауса в Нью-Йорке переезжает Дональд Трамп. Он теперь президент.
В США антироссийская истерия. Первая встреча президентов оказалась почти формальностью.
Операция в Сирии закончена.
«Приказываю приступить к выводу российской группировки войск в пункты их постоянной дислокации. Родина ждет вас, друзья. В добрый путь, благодарю вас за службу», — сказал Верховный главнокомандующий.
Мы в гостях у Миши Костубова. Его третий день рождения и первый после операции. Веселый и подвижный мальчик. А ведь не так давно врачи отводили глаза, когда разговор заходил о его шансах.
«Мы верили в то, что хороших людей больше, чем плохих, так что огромное спасибо людям, всем тем, кто нам помог, всем тем, кто был рядом», — благодарит мама Миши Виктория Костубова.
Рядом оказались телезрители программы «Время». Сбор средств для тяжелобольных детей на Первом канале из разовой акции превратился в постоянную. Теперь мы делаем это совместно с «Русфондом». За шесть лет мы все вместе помогли 3861 ребенку.
«Но еще многие нуждаются в поддержке. Чтобы принять участие в помощи отправьте платное СМС на номер 5541 со словом «добро», — говорит ведущий Первого канала Виталий Елисеев.
Пройдут годы, и вероятно, наши будущие коллеги расскажут обо всем этом, совсем по-другому. Но мы очень надеемся: то, как они отработают следующие 50 лет, покажет «Время», программа «Время».