Выставка гения русского авангарда Казимира Малевича открылась в Москве
Выставка малоизвестных работ знаменитого на весь мир авангардиста Казимира Малевича открылась в Москве. Как говорят кураторы, экспозиция с говорящим названием «Не только «Черный квадрат» покажет самые разные грани творчества художника. Абстрактная живопись, патриотические плакаты, открытки, книги, личные вещи – посетителей ждет немало открытий.
Непривычный Малевич. Эти работы автора легендарного «Черного квадрата» вы вряд ли когда-нибудь видели. Ранние пейзажи, макеты придуманной им космической архитектуры будущего, реалистические портреты 30-х. Такое ощущение, что под именем «Казимир Малевич» действовал целый отряд творцов, перевернувших все сложившиеся представления об искусстве.
Крестьяне и сельские труженицы — излюбленные персонажи Малевича. На этих «лубках», именно так называют эти работы, они больше напоминают совершающих подвиг героев. Тогда только началась Первая мировая, и Малевич не скрывал своего восторженно-патриотического настроения. Кстати, лубки называют еще и русскими комиксами. А подписи к ним придумывал Владимир Маяковский.
«Они смеялись над врагом: «Шел австриец в Радзивиллы, Да попал на бабьи вилы. Под Парижем на краю Лупят армию мою, А я кругом бегаю, Да ничего не сделаю», – рассказывает куратор выставки Александра Шатских.
Впервые на выставке можно увидеть иллюстрации к поставленному Немировичем-Данченко спектаклю «Анатэма». Церковь запретила пьесу, назвав ее кощунственной – главным героем драмы был сатана, дьявол во плоти. Тогда Малевич в знак солидарности выпустил альбом с зарисовками.
«Это был театр МХТ, и он выпускал такие рекламные альбомы. Это фотографии актеров и мизансцен, которые художники перерисовывали. Видите, он ставит свою фамилию, он не скрывает, потому что, на самом деле, скандал невероятный был», – рассказывает Александра Шатских.
Скандальной стала и придуманная Малевичем опера «Победа над солнцем». Ее создавали как пародию, издевательство над высокими видами искусства. Декорации и костюмы придумал Малевич, а само представление состояло из заумных диалогов, которые казались скорее абракадаброй, музыкальных аккордов, извлекаемых из расстроенного пианино, и стихотворений, состоявших из одних согласных.
Мечты о Северном полюсе – ледяная скала, а на ней белый медведь. Вот он, самый первый экземпляр одеколона «Северный». Этот флакон Малевич придумал по заказу крупнейшей парфюмерной фирмы еще в 1911 году, духи пользовались невиданной популярностью и отлично продавались. Есть на выставке, к примеру, флакон, выпущенный уже в 90-е.
Отдельный зал на выставке, которая проходит на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница», посвящен родословной Казимира Малевича. Здесь есть семейные фотографии, письма – все из личного архива родственников художника.
«Все переживали по поводу его кончины, все его называли Казик, наш Казик умер. Вот в письмах это тоже описано», – рассказывает потомок Казимира Малевича Владимир Филонов.
В последние годы жизни Малевич вновь вернулся к живописи. Он писал портреты по-настоящему дорогих ему людей: матери, жены, подруги. В этих работах есть что-то от импрессионистов. Только если внимательно присмотреться, даже здесь эпатажный гений оставил следы главного дела своей жизни – супрематизма. Они на трехцветном воротнике: черный, белый, красный и даже сумочка-ридикюль в руках у героини приобрела форму квадрата.