Первый в новой серии атомный ледокол «Сибирь» спущен на воду
Сегодня важный день для отечественного атомного флота. В Петербурге на воду спущен ледокол "Сибирь" — первый в целой серии судов, которые обеспечат лидерство России в Арктике. Они станут самыми большими и мощными в мире, им под силу вскрыть даже трехметровую толщу льда. Так что проводить грузы по Северному морскому пути станет проще.
Конструкторам, инженерам, рабочим — всем, кто принимал участие в строительстве "Сибири", направил приветствие Владимир Путин.
«Арктический кулак России» — так иностранные аналитики прозвали эти ледоколы еще на стадии проекта. Кодовый номер 22220 — серия из трех атомоходов — действительно революция, технический прорыв в судостроении. Они самые большие, самые мощные и экологически безопасные.
Именно здесь, на Балтийском заводе на этих стапелях в 70-х гг. прошлого века были построены предыдущие «арктические гиганты»: первый мире атомный ледокол «Ленин», «Арктика» — первый корабль, достигший Северного полюса, «Сибирь» — впервые обеспечивавшая круглогодичную навигацию на Северном морском пути. И вот спустя 30 лет здесь строят новую «Арктику», новый «Урал» и новую «Сибирь».
Бутылка шампанского об борт — традиция еще с петровской эпохи. Спуск на воду — итог многолетнего труда инженеров из разных регионов.
Ядерные реакторы «Ритм-200», например, разработали в КБ им. Африкантова в Нижнем Новгороде, собрали в Подольске, в Петербург их доставили по железно дороге и на специальной барже. Один реактор весит около 180 тонн, а в ледоколе их сразу два, но умещаются они в отсеке размером всего 6Х6 метров. Одной загрузки ядерного топлива хватит на семь лет! А срок службы реакторов — почти полвека.
Еще одно ноу-хау проекта 22220 — два корпуса, как у подводной лодки, внешний усиленный и внутренний легкий. Между ними закачивается вода, судно тяжелеет и может крошить лед толщиной до 3 метров. А на мелководье воду сливают, атомоход «приподнимается» и может ходить не только по океану, но даже по сибирским рекам. Эти атомоходы шире советских предшественников на четыре метра, что позволит им проводить суда размером почти в два раза больше.
"В этом ледоколе общее количество российских комплектующих приближается к 90%, то есть это на самом деле яркий пример, каким образом импортозамещение в гражданском судостроении дает нам результат. Любой корабль для нас — это как ребенок. Его надо с начала родить, потом воспитать, на ноги поставить", — говорит президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.
Еще предстоит возвести пять уровней надпалубных сооружений и оснастить ледокол новейшим оборудованием.
На борту будет вертолетная площадка, грузовые ангары, судно на воздушной подушке, подъемный кран. Все помещения свяжут едиными переходами так, что морякам даже не понадобится выходить на жесточайший мороз. Новые ледоколы, обещают корабелы, будут удобными для работы и даже уютными.
В строй супермощные атомоходы должны встать к 2020 году. Новые ледоколы смогут полностью обеспечить перевозку углеводородного сырья с месторождений Ямальского полуострова и шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.