Владимир Путин побывал в московском офисе компании «Яндекс»
Один из лидеров отечественной цифровой индустрии, интернет-поисковик «Яндекс» отмечает 20-летие. В головной офис компании сегодня приехал Владимир Путин. Главе государства показали все самое интересное: автомобиль-беспилотник, виртуальные поликлиники, искусственный интеллект. И помощница по имени «Алиса», которая уже сегодня общалась с президентом и рассказывала ему очень интересные вещи.
Будущее, припаркованное за углом. Беспилотный автомобиль «Яндекса» уже на ходу. Вместо водителя — компьютер, вооруженный фирменным навигатором. А рулевое колесо здесь скорее декорация, чтобы первым пассажирам было привычнее и спокойнее.
Немножко волнительно видеть, как руль крутится без твоей помощи, отмечает корреспондент. На автомобилях, которые будут внедряться в транспортное движение, в первое время руль сохранят, чтобы человек мог экстренно вмешаться в такой ситуации, как сейчас. Поворот достаточно плавный, но сейчас уперлись в тупик, надо будет развернуться в противоположную сторону. Посмотрим, как машина с этим справится. Очень плавно, но видно, что виртуальный водитель немного перестраховывается. В этом моменте резковато даже получилось. Но главное – из точки А в точку Б доехали без приключений.
В условиях городской среды машину еще не тестировали. В управлении автомобилем человеческий интеллект превосходит искусственный. Пока.
«У нас в планах в следующем году уже выехать в город и проводить испытания не только на полигонах, но и в городских условиях. То есть, по сути, осталось несколько лет до того, как технология появится во всем мире», — сказал генеральный директор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.
Новинку показали Владимиру Путину. Ведь для появления таких авто на российских дорогах потребуются поправки в законодательстве. Президенту, приехавшему поздравить «Яндекс» с юбилеем, провели подробную экскурсию по центральному офису. Та самая строка поиска — то, с чего начинался амбициозный стартап, хотя тогда и слова такого еще не было. За 20 лет «Яндекс» вырос в настоящего гиганта IT-индустрии с капитализацией более 10 млрд долларов. О последних проектах Владимиру Путину рассказывали сами разработчики.
«Наши основные центры разработки расположены в российских городах, в крупных российских городах, и еще один в республике Беларусь», — сообщил генеральный директор компании «Яндекс» в России Александр Шульгин.
«На Дальнем Востоке вас нет, — отметил Владимир Путин. — Дальневосточный университет у нас развивается, могли бы и туда».
«Принимаем. Замечание принято», — сказал Александр Шульгин.
Замечание вполне актуальное, ведь расстояние от Москвы до Владивостока в Интернете измеряется одним кликом. Тем более что многочисленные сервисы «Яндекса» успешно работают за рубежом. Например, «Яндекс.Карты» — одна из ведущих картографических систем в Турции, а услугами «Яндекс.Такси» можно воспользоваться в Казахстане и Грузии.
Что же касается российских пользователей, которые, к слову, гуглят чаще в «Яндексе», чем в самом «Гугле», то в этом году главная новинка – голосовой помощник, вернее помощница – «Алиса». Проект уже запущен в тестовом режиме. Самым сложным, признаются разработчики, было научить «Алису» говорить на «великом и могучем».
«Мы сначала думали, что возьмем всю русскую литературу: Достоевский, Толстой, Гоголь, — и научим на ней, на русской литературе. Получилась ужасно депрессивная «Алиса»: с ней разговариваешь и кажется, что сейчас она договорит и пойдет повеситься. Все видит в черном цвете. Думаем, хорошо, возьмем "Твиттер". В "Твиттере" много разговоров. Взяли "Твиттер", отфильтровали все нецензурные выражения. Получилось так, что разговариваешь с 13-летним подростком. Вроде еще ничего не сказал, но начинаешь беситься через восемь секунд разговора, он явно тебя выводит», — рассказывает директор по технологиям компании «Яндекс» Михаил Парахин.
В отличие от аналогов, система не просто ищет и озвучивает информацию из Интернета, но и может вести с пользователем светскую беседу. Но вопрос от президента то ли поставил программу в тупик, то ли смутил виртуальную собеседницу.
В.Путин: «Тебя тут не обижают?»
«Окей, учту», — ответила «Алиса».
Вопрос: «Как ты себя тут чувствуешь?"
«Рассматривала недавно фотографии котиков в "Яндексе". Ничего лучше котиков нет, надеюсь, у вас тоже все хорошо», — ответила «Алиса».
В.Путин: «Понятно, но на вопрос, обижают или нет, она уклонилась от ответа».
Президента заверили: «Алиса» схватывает на лету и в следующий раз за словом в карман не полезет.
Еще один важный проект — «Яндекс.Здоровье». Сервис, позволяющий в реальном времени получить консультации врачей самого разного профиля. За четыре месяца в виртуальную поликлинику обратились 15 тысяч человек.
В этом и смысл проекта: реальные врачи не лечат по Интернету, а подсказывают, куда и к кому обратиться, чтобы не потерять драгоценное время. Ставить диагнозы машина пока не умеет. Но развивается искусственный интеллект сумасшедшими темпами.
В.Путин: «Когда он нас "съест"?»
«Надеюсь, что никогда», — ответил генеральный директор группы компаний «Яндекс» Аркадий Волож.
Правда, что думает на этот счет виртуальная «Алиса», на всякий случай решили не уточнять.